НАУЧНАЯ РАБОТА


Научная работа кафедры АИС

 

Коллектив кафедры АИС участвует в следующих проектах по научному направлению «Информационные технологии на транспорте» в рамках реализации транспортной стратегии РФ:

1. Разработка системы диагностики судового оборудования в целях повышения надежности судовых технических средств; руководитель д.т.н., профессор Глушков;

2. Разработка методов и систем диагностики технического состояния СЭО на базе нейросетевых технологий; руководитель д.т.н., профессор Глушков;

3. Создание системы нелинейного и адаптивного управления динамическими объектами; руководитель д.т.н., профессор Дыда А.А.;

4. Система интеллектуальной поддержки принятия решений для судоводителей. Руководитель к.т.н., доцент Седова Н.А.;

5. Нейросетевые методы оптимального управления судном; руководитель, к.т.н., доцент Седова Н.А.;

6. Нейросетевые методы идентификации динамических систем; руководитель, к.т.н., доцент Оськин Д.А.;

7. Разработка программы идентификации динамических систем нейросетевыми методами; руководитель, к.т.н., доцент Оськин Д.А.

Научные достижения

На кафедре автоматических и информационных систем созданы две научные школы:

1. «Нейросетевые технологии на морском транспорте», руководитель доктор технических наук, профессор Глушков Сергей Витальевич.

2. «Системы и алгоритмы адаптивного, нелинейного и нейросетевого управления сложными динамическими объектами», руководитель доктор технических наук, профессор Дыда Александр Александрович.

На кафедре выполняются совместные научные исследования с зарубежными коллегами, в частности с итальянскими учеными из Политехнического университета г. Анкона (Италия).

Результаты исследований,докладывались и обсуждались на международных научных форумах Международной федерации по автоматическому управлению IFAC), в частности, на Всемирном конгрессе IFAC (Тулуза, Франция, 2017 г.), на регулярных конференциях Control Application in Marine Systems (Норвегия 2016; Япония, 2013), на Asian Control Conference (Бали, Индонезия, 2006), на конференциях IDAACS, DOORS и других.

Публикации

Сотрудниками кафедры изданы 7 монографий по научным направлениям кафедры.

Результаты научных исследований докладываются на международных и всероссийских конференциях, публикуются в ведущих изданиях и журналах:

Глушков С.В.

САМООБОЧАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ

ОБЪЕКТОВ, монография/ Федеральное агентство морского и речного трансп. РФ, Морской гос. Ун-т им. Г.И. Невельского. Владивосток, 2005

Глушков С.В., Левченко Н.Г.

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ, Евразийское научное объединение, 2015

Glushkov S. V., Sedova N. A., Sedov V.A.

THE FUZZY MODEL OF THE EMERGENCY LEVEL ASSESSMENT AT SEA. Materials «22 nd International Conference on Vibroengineerin». 2016.

Глушков С.В., Левченко Н.Г.

АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ. Морские интелектуальные технологии, 2016

В сентябре 2015 сотрудники кафедры принимали участие в работе 8-й международной конференции по интеллектуальной обработке данных и передовых вычислительных систем, прошедшей в г. Варшава, Польша (The 8th IEEE International Conference on Intelligent Data Acquisition and Advanced Computing Systems: Technology and Applications (IDAACS’2015), September 24-26, 2015 Warsaw, Poland) (http://idaacs.net/2015/ ) с докладом

Alexander A. Dyda, Dmitry A. Oskin, Andrey V. Artemiev Robot Dynamics Identification via Neural Network. // Proceeding of 2015 IEEE 8th International Conference on Intelligent Data Acquisition and Advanced Computing Systems: Technology and Applications (IDAACS). pp. 918-923. September 24-26, 2015, Warsaw, Poland

В сентябре 2016 г. сотрудники и аспиранты кафедры принимали участие в международной конференции «Дискретная оптимизация и исследование операций», г. Владивосток, остров Русский (http://math.nsc.ru/conference/door/2016/index_rus.html )

На конференции, в секции «Приложения исследований операций» был представлен доклад:

Alexander Dyda, Dmitry Oskin, Pavel Dyda. An Application of Speed Gradient Method to Neural Network Control for Underwater Robot // Supplementary Proceedings of the 9th International Conference on Discrete Optimization and Operations Research and Scientific School (DOOR 2016). pp. 689-700. Vladivostok, Russky Island, Russia, September 19 - 23, 2016.

С 9 по 14 июля 2017 г. Международная федерация по автоматическому управлению (IFAC) провела в Тулузе, Франция, очередной, 20-й Всемирный Конгресс (The 20th World Congress of the International Federation of Automatic Control, 9-14 July 2017). (http://www.ifac2017.org/program).

В конгрессе приняло участие около 3500 ученых, инженеров, представителей бизнеса и других заинтересованных структур из 83 стран.

На конгрессе были представлены новейшие научные результаты из различных областей, таких как робототехника и мехатроника, обработка сигналов, транспортные системы, управление подвижными объектами (морскими, летательными и др.), машинное обучение и адаптация, искусственный интеллект, моделирование и управление в социальных, экологических и биологических системах, а также множество других направлений.

На секции «Adaptive and Learning Systems» был представлен доклад д.т.н, профессора Дыда А.А. и к.т.н., доцента Оськина Д.А. «A Variable Structure System Control and Its Application in Underwater Vehicles» по результатам исследований, которые проводились совместно с коллегами из итальянского университета Università Politecnica Delle Marche, Ancona, Italy професорами Sauro Longhi и Andrea Monteriù.
 

Профессор Дыда А.А. участвует в дискуссии по докладу (фото справа внизу)
(Девятая международная конференция по автоматическому управлению в морских системах, 2013, Япония, г. Осака)


В 2014- 2017 г..г. к.т.н., доцент Седова Н.А. участвовала с докладами в семи международных и всероссийских конференциях, в частности:

Sedova N. A. A Logical-Lenguistic Model of Ship Collision Avoidance in a Heavy-Traffic Zone. Proceedings of the 21th Saint Petersburg International Conference on Integra Navigation Systems (26-28) May 2014.

Седова Н.А., Седов В.А. Использование технологий дополненной реальности в задачах навигации по Северному морскому пути. Материалы V Международной научной конференции - Морская техника и технологии. Безопасность морской индустрии, 2017.

Изобретения

Сотрудниками кафедры получены 2 патента на изобретения РФ и 20 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ.

Подготовка кадров высшей квалификации

На кафедре АИС ведется подготовка кадров высшей квалификации в форме аспирантуры и прикрепления для подготовки диссертации по следующим научным специальностям – 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации; 05.13.12 Системы автоматизации проектирования; 05.12.19 Эксплуатация водного транспорта. Судовождение.

С 2002 года на кафедре подготовлено и защищено 12 кандидатских диссертаций.

Достижения молодых ученых, студентов и аспирантов

К.т.н., доцент Седова Н.А. является автором 173 научных публикаций, из которых 8 публикаций, входящих в базу цитирования Web of Science, 3 публикации, входящие в базу цитирования Scopus, 2 монографии, 20 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, 2 патента на изобретение РФ и 20 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ;

– имеет индекс Хирша (без учета самоцитирований) по системе РИНЦ, равный 7;

– является победителем конкурса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Молодые учёные транспортной отрасли – 2008» и «Молодые учёные транспортной отрасли – 2009» в номинации «Морской и речной транспорт», в 2016 г. награждена Медалью за III место в конкурсе Министерства транспорта Российской Федерации.

Награждение Министром транспорта РФ М.Ю. Соколовым медалью за за III место в конкурсе Н.А. Седовой
г. Москва, 2016 г.

В 2017 году Седова Н.А. стала победителем конкурса среди молодых научных и педагогических работников университета и награждена сертификатом на 100 тысяч рублей.

Студенты ФЭИТ активно участвуют в международных, российских , региональных конкурсах и соревнованиях.

В 2011году победителями Всероссийского конкурса УМНИК были:

- студент Артемов С.И. с проектом «Разработка клиент-серверной платформы централизованного сбора и анализа изображений onlinecamers.ru.», руководитель д.т.н., профессор Глушков С.В.;

- студент Гареев В.Ф. с проектом «Автоматизированная система донной обсерватории», руководитель Мун С.А.;

- студент Белоус Д.В. с проектом «Разработка системы контроля температуры и давления в танках нефтеналивных судов», руководитель д.т.н., профессор Глушков С.В.

В 2017 году МГУ им. адм. Г.И. Невельского стал площадкой проведения полуфинала Всероссийской Инновационной программы «УМНИК». От кафедры АИС участвовали восемь студентов. Студент 214.21 группы Волков Н.М. с проектом "Разработка морского симулятора для предоставления услуг виртуальных испытаний", руководитель к.т.н, доцент Седова Н.А., прошел в финал конкурса УМНИК.

Студент Волков Н.М. выступает с докладом в финале конкурса УМНИК
ДВФУ, г. Владивосток, 2017 г.

Инновации в науке и учебной деятельности

В 2017 году 5 курсов учебных дисциплин переведены в интегрированную образовательную среду Moodlе, что позволит обеспечить информационную доступность образования аспирантов, студентов и курсантов МГУ и сторонних пользователей.

Кафедра АИС и общество

На кафедре АИС реализуются три дополнительные образовательные программы переподготовки и повышения квалификации:

  1. Интеллектуальные системы;

  2. Интеллектуальные технологии в управлении;

  3. Информационные технологии в управлении предприятием

 

Научная работа кафедры ВТ

Коллектив кафедры ВТ участвует в научных проектах в рамках реализации транспортной стратегии РФ:

1. Разработка информационно-измерительной системы для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике с применением робототехнических комплексов.

2. Динамика транспортного средства на воздухоопорных гусеницах и амфибийные опорно-движительные устройства.

3. Совершенствование методов технического анализа ярусных рыболовных систем с использованием математического и компьютерного моделирования.

4. Системы дистанционного образования и управления учебными ресурсами.

5. Корпоративные информационные системы.

6. Компьютерные учебно-методические комплексы и цифровые образовательные ресурсы.

Участие кафедры ВТ по формированию программы реализации транспортной стратегии РФ

№ п/п

Тема НИР

Аннотация

Руководитель

Исполнители

Направление развития научного обеспечения на морском транспорте:
Разработка мероприятий по повышению уровня безопасности
морской транспортной деятельности и охраны окружающей природной среды

1.

Разработка информационно-измерительной системы для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике.

Актуальность.

  • экологический мониторинг морских и прибрежных акваторий в целях обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности;

  • обзорно-поисковые работы, включая поиск и обследование затонувших объектов, инспекцию подводных сооружений и коммуникаций (трубопроводов, кабелей, водоводов);

  • геологоразведочные работы, включающие топографическую и фото-видеосъемку морского дна, акустическое профилирование и картографирование рельефа;

  • океанографические исследования, мониторинг водной среды;

  • охрана морских участков от несанкционированного проникновения;

  • комплексный мониторинг текущего состояния районов морских промыслов, наблюдение за их состоянием, обнаружение участков, требующих принятия необходимых мер восстановительного характера, определение мест повреждений.

Новизна. Данный проект будет осуществляться с учётом самых последних разработок в области лазерной техники, подводной робототехники, беспилотных летательных аппаратов и технических средств мониторинга морской поверхности.

Планируемый результат. Разработка и изготовление опытного образца информационно-измерительной систем ы для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике.

к.ф.-м.н.

Буров Д. В.

 

2.

Разработка новых методов исследования и робототехнических комплексов для обеспечения безопасности судоходства, проведения оперативного мониторинга морских акваторий и подводной среды в Арктике.

Актуальность. Результаты могут быть востребованы судоходными компаниями, Департаментом судостроения и морской техники Министерства и промышленности РФ, Министерством регионального развития и Министерством экономического развития, Министерством транспорта, МЧС РФ, а также региональными органами исполнительной власти.

Новизна. Теоретические исследования возможности использования методов пассивного и активного зондирований (акустического, оптического и высокочастотного электромагнитного диапазонов) с малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА) и малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов (МТНПА) для решения задач обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности экологической безопасности в Арктике.

Планируемый результат. Технический проект будет задавать такие параметры информационно-измерительной системы, которые позволят оперативно использовать БПЛА и ТНПА с неспециализированных судов и не потребуют специально подготовленных операторов. Параметры разрабатываемой системы должны обеспечить её эксплуатацию на акваториях арктических морей.

к.ф.-м.н.

Буров Д. В.

 

Направление развития научного обеспечения на морском транспорте:
Разработка предложений по развитию прогрессивных транспортно-технологических систем (контейнерной, пакетной, ролкерной, паромной, лихтеровозной и др.)

3.

Нелинейная теория динамики транспортного средства на воздухоопорных гусеницах.

Актуальность. Одно из выгоднейших направлений использования универсальности мореходного амфибийного транспорта - комплексное освоение шельфа и побережья. Обслуживание буровых установок, плантаций марикультуры, комплексная геологоразведка на мелководье шельфа и на побережье, вывоз леса и сырья, прибрежная промысел рыбы и морепродуктов, сбор штормовых выбросов, выполнение спасательных работ рационально выполнять таким транспортом.

Значительность доли работ в условиях тундры делает необходимым обратить особое внимание на экологичное воздействие на грунт. В настоящее время сложилось чрезвычайно тяжелое положение с эксплуатацией вездеходного транспорта в тундре и лесотундре. Более 15% тундры России повреждено следами вездеходов.

Новизна. Теоретические и экспериментальные исследования особенностей взаимодействия транспортного средства с подстилающей поверхностью жидкой и твердой. Решение сложные нелинейные задачи статики и динамики, что позволяют предвычислять основные проектные параметры, соответствие ТЗ. Предложение простых ограничений для нормальной остойчивости. Выделение важных для проектирования особенностей передачи тяги, сдвиговых усилий на уклоне; ограждений воздушной подушки, внутренних потерь и т.д.

Планируемый результат. Практически значимые для прогнозирования мощности и тяги при гидродинамическом взаимодействии гусениц с многофазным потоком экспериментальным путем. Подтверждение модельными испытаниями на твердой почве и воде разрешимость проблемы создания универсальных вездеходов на воздухоопорных гусеницах со щадящим воздействием на грунт тундры и способных работать на пересеченной местности, подтверждение применимости предложенных методик проектных расчетов.

к.т.н., профессор
Семенов В. С.

 

4.

Разработка технических предложений и формирование облика амфибийных опорно-движительных устройств для комплексного освоения побережья и замерзающего шельфа.

Актуальность. Мореходный амфибийный транспорт необходим для бесперевалочной доставки грузов с судов на береговые базы в условиях отсутствия причалов, что характерно для большинства пунктов разгрузки судов в Арктике и на побережье Дальнего Востока.

Новизна. Исследованы геометрические особенности формоизменения БГ, выявлены важные для проектирования особенности геометрии ВГ, которые представлены в форме теорем. Получено новое общее теоретическое решение для класса эластик при постоянных нормальных и касательных нагружениях.

Планируемый результат. Создание мореходных, вездеходов для комплексного освоения шельфа и побережья Дальнего Востока и Арктики - назревшая проблема повышения эффективности работ в необжитых районах.

к.т.н., профессор
Семенов В. С.

Направление развития научного обеспечения на морском транспорте:
Разработка автоматизированных систем управления технологическими и информационными процессами

5.

Математическое моделирование и статистический анализ рыболовных систем.

Актуальность. В настоящее время растет внимание к ярусным орудиям рыболовства. Это объясняется их универсальностью, относительно высоким уровнем механизации, возможностью вылавливать гидробионты на любых глубинах и при сложных грунтах, высокой селективностью промысла, а также необходимостью осваивать новые объекты в неохваченных промыслом районах морей и океанов.
Экспериментальные исследования ярусных систем в условиях моря сложны, поэтому аналитические методы исследования этих систем являются наиболее эффективными и экономически целесообразными.

Новизна. Математическое обеспечение технического анализа ярусов:

  • математические модели канатных элементов ярусов при отсутствии течений с использованием двух параметров цепной линии;

  • математические модели канатных элементов ярусов и хребтин;

  • алгоритмы и специальные прикладные программы для выполнения технического анализа ярусных рыболовных систем.

Планируемый результат. Система технического анализа рыболовной системы, понимаемая как оперативное изменение параметров орудий лова и тактики ведения промысла с использованием средств математического моделирования, их научный анализ и выработка практических рекомендаций.

к.т.н.

Габрюк Л. А.

Направление развития научного обеспечения на морском транспорте:
Совершенствование форм и методов подготовки специалистов
в морских высших и средних учебных заведениях

6.

Адаптация и разработка Интернет-ориентированных систем дистанционного образования и систем управления учебными ресурсами.

Актуальность. Задача обобщить опыт внедрения технологий дистанционного обучения (ДО) и построить среду на базе Интернет с возможностью предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и т.п.

Новизна. Разработка учебного контента, который решает большое количество задач при помощи инструментов в виде тестов, проверочных заданий и мультимедийных курсов. В данном случае многое зависит от качественного программного обеспечения.

Планируемый результат. Построение универсальной информационно-образовательной среды на базе Интернет.

к.т.н.

В. А. Хованец,

О. С. Евдокимова,

В. Г. Сорока

 

7

Разработка корпоративных информационных систем управления деятельностью предприятий.

Актуальность. Как и у любой программы, у корпоративной информационной системы существует ряд задач, которые необходимо реализовать в процессе ее внедрения:

-упорядочение и оптимизация информационных потоков;

-обеспечение информационной безопасности;

- взаимодействие филиалов предприятия с использованием интернета;

- составление и учет статистических данных

- повышение результативности работы всего персонала предприятия.

Новизна. Совершенствование системы управления компанией при

· более рациональном использовании затрат рабочего времени при выполнении заданий с повышением качества работы предприятия.

Планируемый результат. Использование современной информационной системы, которая существенно улучшает управляемость предприятия и повышает эффективность его работы.

к.т.н.

В. А. Хованец,

О. С. Евдокимова,

В. Г. Сорока

8

Общеобразовательные аспекты использования ИТ в обучающем процессе.

Актуальность. Разработка компьютерных учебно-методических комплексов с внедрением дистанционного обучения на данном этапе является весьма актуальной.

Новизна. Формирование электронной дидактики.

Планируемый результат. Цифровых образовательные ресурсы по ИТ.

к.т.н., доцент

Я. В. Пафнутьева,

Л. П. Кротенко,

Е. Н. Сливаева,

Г. А. Шевелева

 

Научные достижения

ПУБЛИКАЦИИ

Сотрудниками кафедры изданы две монографии.
Результаты научных исследований докладываются на международных и всероссийских конференциях, публикуются в ведущих изданиях и журналах:

  1. Семенов В. С. Динамика транспортного средства на воздухоопорных гусеницах. Нелинейная теория (Монография) Владивосток, ИПК МГУ, 2014. - 102 с.

  2. Буров Д.В., Каменная Е.В., Щербинина И.А. Локализация и маршрутизация в беспроводных подводных сетях, используемых для охраны мариферм. Транспортное дело России, №2 (129) (2017), стр. 76-79.

  3. Букин О.А., Буров Д.В., Матецкий В.Т., Прощенко Д.Ю., Коровецкий Д.А., Перцев А.О., Маркин М.Е., Майор А.Ю., Шмирко К.А., Салюк П.А. Разработка аппаратно-программных комплексов для малогабаритных беспилотных летательных аппаратов в целях мониторинга морских акваторий. Морские интеллектуальные технологии, № 3 (29) T.1 2015, 134-143.

  4. Stepochkin I.E., Salyuk P.A., Golik I.A., Burov D.V., Bukin O.A. Comparison of different approaches to separate analysis of phytoplankton and CDOM contributions to ocean color forming. Proc. SPIE 9680, 21st International.

  5. Кротенко Л.П. Применение интернет-технологий в деятельности преподавателя, стр 62-63 (Материалы сборника 39-й международной научно-методической конференции «Актуальные вопросы качества образования» 2016 г.).

  6. Пафнутьева Я.В. Использование инновационных методов в образовании при изучении систем счисления как базового раздела информатики. Сборник материалов XXXIX международной научно-методической конференции «Проблемы качества образования», Владивосток, Изд-во МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2015 г.

  7. Л.А. Габрюк. Статистический анализ уловистости яруса. 2015 г.

  8. В.И. Габрюк, Л. А. Габрюк. Особенности моделирования горизонтальных придонных ярусов. 2016 г.

  9. Габрюк Л.А., Габрюк В.И. Погружение системы «якорь-канат» вертикального яруса. Известия ТИНРО № 187, 2016 г, стр.259-263 (журнал ВАК)

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Авторские свидетельства:

  1. Семенов В. С. Программа расчета колебаний транспортного средства на воздухоопорной гусенице Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. № 2012611067.

  2. Пафнутьева Я.В. Автоматизированная обучающая система «Кобра» (компьютерная программа). Научно-информационный центр проблем интеллектуальной собственности (г. Москва). Свидетельство № 960059.

Патенты:

1. Буров Д.В., Букин О.А., Коровецкий Д.А. Полезная модель. МПК G01B17/02, B64С39/00, «Способ разведки ледовой обстановки с использованием телеуправляемых беспилотных летательных аппаратов».

Подготовка специалистов высшего образования

Задачи развития транспортной системы России  могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов.
 Кафедра ВТ является общеобразовательной и ведет подготовку бакалавров и специалистов практически на всех специальностях МГУ им. адм. Г. И. Невельского, обучая будущих выпускников университета необходимым базовым знаниям в области современных информационных технологий.

Инновации в науке и учебной деятельности

На кафедре все учебные курсы дисциплин в электронном виде размещены на внутреннем ресурсе «Учебные ресурсы» и системе электронного обучения университета "Курс",что  обеспечивает  информационную доступность образования аспирантов, студентов и курсантов МГУ и сторонних пользователей, а также лицам с ограниченными способностями здоровья для возможности приема-передачи информации в доступных формах.

Кафедра ВТ и общество

В связи с тем, что кафедра ВТ является общеобразовательной и ведет обучение на начальных курсах, то она является в некоторой степени лицом университета, одной из первых ступеней, на основе которых у недавних абитуриентов складывается мнение об университете и процессе обучения в целом. Это накладывает особую ответственность на коллектив и в области воспитательной компоненты. Примером такого подхода может служить подготовка заданий по разделу информатики «Вероятностный расчет количества информации», которая является тематической: День России, Великая отечественная война, творчество различных поэтов, День Матери и т.п.

Курсанты и студенты, интересующиеся ИТ, участвуют в обучающем процессе: выступают с докладами на конференциях, семинарах. 

На кафедре проводится олимпиада по информатике им. О. И. Меньшенина, основателе кафедры ВТ в университете, ставшая традиционной.

 

Научная работа кафедры РЭРС

Коллектив кафедры РЭРС участвует в научных проектах в рамках реализации транспортной стратегии РФ:

  1. «Разработка технологий для создания единой защищенной информационно-коммуникационной среды транспортного комплекса и объектов государственной границы Российской Федерации»;

  2. Метод обнаружения атаки на инфокоммуникационные элементы сети и оценка её угрозы;

  3. Метод защиты инфокоммуникационной сети;

  4. Разработка методов обнаружения и прогнозирования предаварийной ситуации на объекте;

  5. Разработка метода и алгоритма преобразования информации в мобильных радиосетях;

  6. Разработка технологий для мобильных систем нового поколения;

  7. Разработка методов повышения точности измерения сигналов;

  8. Разработка методов управления связным ресурсом;

  9. Разработка технологий пространственно – распределенных инфокоммуникационных систем;

  10. Разработка пространственных фильтров с заданными характеристиками.

Участие кафедры РЭРС по формированию программы реализации транспортной стратегии

№ п/п

Тема НИР

Аннотация

Руководитель

Исполнители

Направление развития научного обеспечения на морском транспорте:
Разработка мероприятий по повышению уровня безопасности
морской транспортной деятельности и охраны окружающей природной среды

1.

Разработка радиоэлектронного устройства повышения обеспечения безопасности членов экипажа судна от техногенных и террористических угроз.

Актуальность. Техногенные и террористические угрозы на морском транспорте возрастают. Требуется разработка радиоэлектронных средств повышения уровня безопасности объектов морского транспорта и членов экипажа.

Новизна. Разработка радиоэлектронных средств повышения уровня безопасности не только объектов морского транспорта, но и каждого из членов экипажа.

Планируемый результат. Структура ГМССБ нового поколения и технологии радиоэлектронных средств повышения уровня безопасности объектов морского транспорта и членов экипажа.

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

2.

Разработка радиоэлектронных средств обеспечения безопасности мореплавания и телекоммуникаций на трассах Северного морского пути за счет комплексного использования спутниковых группировок связи и навигации.

Актуальность. Значимость Северного морского пути возрастает, что требует обеспечения надежной радиосвязи и телекоммуникаций в высоких широтах.

Новизна. Технологии расширения возможностей управления пропускной способностью радиоканалов.

Планируемый результат. Повышение пропускной способности телекоммуникационных каналов на трассах Северного морского пути.

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

3.

Разработка метода управления информационными ресурсами р/канала на основе разделения информационного потока (расширение теоремы Шеннона).

Актуальность. Средств радиосвязи и информационных технологий на транспорте не в полной мере соответствует современным требованиям

Новизна. Развитие методов разделения каналов и повышение емкости радиоканала.

Планируемый результат. Разработка технологий:

- повышения пропускной способности систем радиосвязи;

- расширение функциональных возможностей средств радиосвязи и информационных технологий на транспорте.

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

4.

Разработка бортового р/локатора предупреждения повышенной турбулентности при посадке самолета.

Актуальность. Возросшие интенсивность работы аэропорта и опасность природных явлений приводят к увеличению требований к радиоэлектронному обеспечению безопасности воздушного судна.

Новизна. Развитие методов дистанционного мониторинга опасных явлений:

- бортовой аппаратурой;

- радиотехнической системой аэродрома.

Планируемый результат. Повышение надежности радиотехнического обеспечения безопасности воздушного судна.

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

5.

Разработка р/локационной системы обеспечения воздушного движения при комплексной использовании разнородных РЛС.

Актуальность. Радиотехнические комплексы не в полной мере соответствуют возросшим требованиям по пропускной способности средств ОВД.

Новизна. Развитие методов и технологии радиоэлектронного обеспечения воздушным движением.

Планируемый результат. Повышение надежности и расширение функциональных возможностей радиоэлектронного обеспечения воздушным движением.

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

6.

Развитие средств радиосвязи на морском и воздушном транспорте за счет использования подвижных базовых станций сотовой связи.

Актуальность. Системы сотовой связи широко распространены на суше и могли бы повысить эффективность использование морского и воздушного транспорта в зонах шельфа и на трассах интенсивного судоходства..

Новизна. Развитие методов согласования систем сотовой и судовой радиосвязи.

Планируемый результат. Повышение эффективности управления и обеспечения судов за счет расширения зон уверенного обмена информацией в сотовых системах радиосвязи и ГМССБ.

к.т.н., доцент
Клоков В.В.,

к.т.н., профессор
Павликов С.Н.

 

В 2017 году МГУ им. адм. Г.И. Невельского стал площадкой проведения полуфинала Всероссийской Инновационной программы «УМНИК».

От кафедры РЭРС участвовали 7 проектов УМНИК-2017:

  • Пленник Милена Денисовна. Название проекта: «Усовершенствованная программа обратимого сжатия файла»;

  • Цепелева Алена Сергеевна. Тема проекта: «Разработка устройства связи между водителями транспортных средств»;

  • Крылов Станислав Юрьевич. Тема проекта: "Алгоритм расширения адресного пространства IP- технологий и мобильных приложений";

  • Семенова Анна Михайловна студент гр. 216.41. Тема: "Разработка устройства ориентации для слепых";

  • Рынгачёв Юрий Степанович аспирант 3 года. Тема: "Разработка устройства оценки донных биоресурсов";

  • Гречаный Андрей Юрьевич курсант гр. 04.61. Тема: "Разработка автономного коммуникатора";

  • Редько Елена Юрьевна студент группы 216.41. Тема: "Разработка переговорного устройства ближнего действия".

Студент Семенова А.М. участвовала в смене «Форсайт-на-Амуре» Дальневосточного молодежного форума «Амур» и Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория Смыслов на Клязьме».

Научные достижения

ПУБЛИКАЦИИ

Сотрудниками кафедры изданы пять монографий.

Результаты научных исследований докладываются на международных и всероссийских конференциях, публикуются в ведущих изданиях и журналах:

Системы связи [Текст] Монография/ Павликов С.Н., Убанкин Е.И., Богданов В.С., Котов Г.Г.: ВГУЭС. 2018.– 228 с.

Новые направления в развитии телекоммуникационных систем. [Текст]: Монография: / Павликов С.Н., Убанкин Е.И., Мочалов А.В. _ Владивосток: ВГУЭС 2016.–116 с.

Перспективные методы обработки сигналов в телекоммуникационных системах. [Текст] Монография/ Павликов С.Н., Убанкин Е.И. – Владивосток: Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского. 2014.–99с.

Разработка алгоритма и визуализация пространственного распределения трасс доставки сообщений в условиях угрозы несанкционированного съема. Павликов С.Н., Стволовая А.К. [Текст] //Современные наукоемкие технологии, № 2 2018.

Павликов С.Н., Убанкин Е.И. Метод и устройство высокоточной оценки скорости цели. [Текст] // Телекоммуникации и транспорт, том 8, №3 – 2014.

1. Материалы I межвузовской научно-методической конференции. Совершенствование организации и методики образовательного процесса при реализации программ военного обучения. Владивосток: электронное изд. УВЦ ДВФУ. 2017 г. 140 с.

1.1. Котов Г.Г. Система образования с позиции теории самоорганизации сложных упорядоченных систем. С. 59-63.

1.2. Левашов Ю.А. Использование сетевых технологий в преподавании радиотехнических дисциплин. С. 72-75.

1.3. Павликов С.Н. Система контроля и управления качеством обучения в вузе. С. 94-98.

1.4. Павликов С.Н., Коршикова Д.А., Стволовая А.К. Поиск аналогов технического решения. С. 98-101.

1.5. Солодков О.В., Веселова С.С. Опыт использования программного продукта EWB в преподавании радиотехнических дисциплин. С. 119-123.

2. 65 международная молодежная научно-техническая конференция. МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ИННОВАЦИИ. МГУ им. адм. Г.И. Невельского 27-30 ноября 2017 г.

2.1. Алеева М.С. Перспективы развития методов разделения информационных каналов.

2.2. Бурдинова А.О., Овчинникова К.А. Система технического зрения.

2.3. Веселова С.С., Ефремова И.А., Фиерова Е.А. Моделирование резонансного усилителя с помощью программного продукта ELECTRONIC WBENCH.

2.4. Веселова С.С., Ефремова И.А., Фиерова Е.А. Обзор программных продуктов для моделирования ФАПЧ.

2.5. Гречаный А.Ю. Разработка системы дистанционно - управляемой заслонки.

2.6. Зимарева Е.А., Сбоева Л.И. Усовершенствованный алгоритм и программа сжатия информации.

2.7. Константинова А.А. Сравнение трех разных производителей иммобилайзеров и обоснование выбора технологий для устройств следующего поколения.

2.8. Крылов С.Ю., Павликов С.Н. СИНЕРГИЯ адресного пространства IP и телефонии.

2.9. Николаевская Ю.В., Антонов А.А., Сергуткин С.В. Расчет электромагнитного поля энергетического объекта на территории ПАО «Владивостокский морской торговый порт».

2.10. Редько Е.Ю. Разработка переговорного устройства.

2.11. Рынгачев Ю.С., Стволовая А.К. Система сопровождения спутника связи.

2.12. Савченко Т.А., Павликов С.Н., Солодков О.В., Убанкин Е.И. Методика поиска решений в области телекоммуникаций.

2.13. Семчишина К.О., Котович Е.Е., Павликов С.Н. Разработка технологии оценки безопасности на дорогах.

2.14. Цепелева А.С., Пленник М.Д. Технологии радиосвязи локального действия.

2.15. Шинкарев П.К., Семенова А.М. Путеводитель слабовидящего человека.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Авторские свидетельства:

1. Комплексная антивирусная программа Свидетельство на программу для ЭВМ рег. №2017619669 от 01.09.2017, автор Павликов С.Н.

Патенты:

1. Система адаптивного управления пакетом антивирусных сканеров рег. № 2017129638 от 21.08.2017, автор Павликов С.Н. – заявка на выдачу патента РФ на полезную модель.

2. Система радиосвязи с повышенной разведзащищённостью рег. № 2017136894 от 19.10.2017, автор Павликов С.Н. – заявка на выдачу патента РФ на полезную модель.

3. Система радиосвязи с повышенной разведзащищённостью рег. № 2017136910 от 19.10.2017, автор Павликов С.Н. – заявка на выдачу патента РФ на изобретение.

Подготовка кадров высшей квалификации

На кафедре ведется подготовка кадров высшей квалификации в форме аспирантуры и прикрепления для подготовки диссертации по научной специальности 05.12.04 –Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения, руководитель к.т.н., профессор Павликов С.Н.

Достижения молодых ученых, студентов и аспирантов

Двое студентов бакалавриата "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" заняли призовые места в Региональной межвузовской Олимпиаде по радиоэлектронике прошедшей в период декабрь 2017 – январь 2018г.

Инновации в науке и учебной деятельности

В 2017 году 5 курсов учебных дисциплин переведены в систему электронного обучения университета "Курс", что позволяет обеспечить информационную доступность образования аспирантов, студентов и курсантов МГУ и сторонних пользователей.

Кафедра РЭРС и общество

Кафедра РЭРС университета стала участником одной из площадок проекта «Музеи-2017» - в корпусе №8 МГУ была проведена тематическая выставка по устройствам телекоммуникаций.

Старший преподаватель, кандидат в мастера спорта по шахматам Антонов А.А. ведет тренировочные занятия по шахматам для детей и мастер-классы по шахматам для взрослых в центре университета "Мореход".
Доцент Солодков О.В., кандидат в мастера спорта по радиосвязи на КВ регулярно участвует в соревнованиях РО ДОСААФ различного уровня. В 2015 году занял второе место в группе MOST открытого чемпионата ДФО по радиосвязи на КВ. Умело передает свой богатый опыт курсантам и студентам на занятиях.

 

 

Научная работа студентов

Все кафедры факультета активно ведут научную работу с участием студентов, обучающихся на факультете: в 2016 году в НИРС приняли участие 120 студентов. Научно-исследовательская с студентами осуществляется в следующих формах:

– реферат;

– участие в олимпиаде;

– творческий узел в КП;

– творческий узел в ДП;

– самостоятельное исследование;

- публикация научных статей;

– участие в работах по внебюджетной тематике;

– участие в работах по гранту, программе, госбюджетному исследованию;

– самостоятельно выигранный грант;

– разработка и изготовление стенда, лабораторной установки и т.п.;

– участие в открытых конкурсах на лучшую научную работу студентов, проводимых по приказу Минобразования РФ, Минтранса РФ

– участие в открытых конкурсах на присуждение именных стипендий

– участие в конкурсах на лучшую научную работу студентов университета

Студенты ФЭИТ активно принимают участие в научных конференциях, научных семинарах кафедр, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Под руководством преподавателей кафедр регулярно выступают с проектами и докладами на всероссийском конкурсе УМНИК, международной молодежной научной конференции "Молодежь. Наука. Инновации", проводимой в МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

На выпускающих кафедрах РЭРС, АИС постоянно действуют студенческие научно-практические семинары «Современные инфокоммуникационные технологии» и «Перспективные информационные технологии», на которых студенты и курсанты выступают с докладами, обсуждают результаты научной работы, обмениваются мнениями и информацией.

В 2017 г. студенты ФЭИТ в составе команды университета приняли участие в международных соревнованиях Robosap г. Сан-Диего, США, где заняли шестое место.

Команда университета на международных соревнованиях по робототехнике Robosap
г. Сан-Диего, США, 2017 г.

 

Участники научного семинара кафедры РЭРС «Современные инфокоммуникационные технологии»
октябрь 2017 г.