20 февраля 2014 года
Морская авиация – судьба генерала

Накануне праздника – Дня защитника Отечества – мы хотим рассказать о ветеране Морской авиации, декане Института защиты моря и освоения шельфа МГУ им. адм. Г.И. Невельского, генерал-майоре авиации, летчик-снайпере, заслуженном военном летчике РФ Владимире Ильиче Куропаткине.

Предлагаем вниманию читателей очерк заместителя начальника судоводительского факультета Морской академии П.П. Пузина.

По роду своей специфики работы, мне в разные годы приходилось выезжать в командировки военно-морских частей и подразделений ТОФ. Это были не только надводные корабли и подводные лодки, которые базировались в п. Заветы Ильича, но и экипажи морской авиации, которые базировались в районе населенного пункта Монгохто в Хабаровском крае и других территориях Дальнего Востока. Зная изнутри состояние боевой готовности ТОФ, я уже тогда был убежден в том, что «холодная война» на самом деле угрожает миру, именно поэтому и требовалась полная мобилизация военно-морских сил, как на суше, так и на воде.

Азиатско-Тихоокеанский регион во все времена имел стратегически важное значение в защите рубежей прежней большой страны, по этой причине армия и флот интенсивно пополнялись современной техникой и вооружением,  авиаторы осваивали сверхзвуковые реактивные машины, способные выполнять боевые задачи быстро и качественно.

То неспокойное время выдвинуло на передовые рубежи новые имена офицеров, которые благодаря своему таланту сумели добиться больших успехов в службе, отдав охране воздушных границ лучшие годы жизни.

Одним из них является ветеран Морской авиации, декан Института защиты моря и освоения шельфа МГУ им. адм. Г.И. Невельского, генерал-майор авиации, летчик-снайпер, заслуженный военный летчик Российской Федерации Владимир Ильич Куропаткин.

Если юноши и девушки 30-х годов прошлого столетия поголовно мечтали стать летчиками, то молодые люди 60-х стремились в космонавты. Не удивительно, что 14-летний Володя Куропаткин в 1963 году поступил в Школу юных космонавтов, образованную в этом же году на базе Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков имени И.С. Полбина. Вероятно, так было угодно судьбе, учитывая тот факт, что Владимир родился 21 августа 1949 года в семье военнослужащего.

Дальнейший путь, как говорится, был вычерчен чьей-то невидимой рукой. В этом не трудно убедится, изучая биографию генерала Владимира Куропаткина. В 1966 году он поступил в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И.С. Полбина (ОВВАКУЛ). На втором году пребывания в стенах училища курсант приступил к освоению реактивного учебно-тренировочного самолета L-29. Именно освоение самолета L-29 стал первой ступенью его профессиональной деятельности. Не случайно то время Владимир Ильич вспоминает с благодарностью. Именно тогда он понял, что незабываемое чувство свободы можно ощутить только в небе. На третьем и четвертом курсах курсант освоил фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28.

Молодой лейтенант после окончания училища, по специальности «летчик-инженер», в октябре 1970 года, по распределению был направлен служить в ВВС ТОФ. По прибытии на Тихоокеанский флот, он получил предписание явиться к месту службы – во вновь сформированный противолодочный полк дальнего действия, который базировался в гарнизоне Николаевка. Основной задачей противолодочного полка является поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника.

Служил офицер на совесть. Подтверждением этому являются поощрения и награды. За время службы в полку в период с декабря 1970 по октябрь 1974 года молодой офицер не единожды выполнял важные задания командования, выполняя их на «отлично».  В апреле 1971 года за поисковые противолодочные операции иностранных подводных лодок Владимир Куропаткин награжден Командующим ВВС ТОФ именными часами. В апреле 1973-го за поисковые противолодочные операции иностранных подводных лодок в составе эскадрильи, обнаружение американской атомной ПЛ типа «Лафайет» и непрерывного слежения за ней в течение 4-х часов, Министром обороны СССР офицеру досрочно присвоено звание «капитан».

Заметим, что  годом раньше, в 1972-м, В.Л. Куропаткину присвоена квалификация военного летчика 3-го класса. Классная квалификация военного летчика 2-го класса присвоена в 1973 году. Капитан Владимир Куропаткин в 1974 году летал по уровню летчика 1-го класса. 31 октября этого же года приказом Командующего ТОФ назначен командиром отряда в отдельный гвардейский дальне-разведывательный авиационный Краснознаменный полк, базирующийся в гарнизоне с. Хороль Приморского края, и имеющий на вооружении стратегические самолеты разведчики Ту-95 рц (разведчик – целеуказатель). Действуя с приморских аэродромов авиации ТОФ, Ту-95РЦ имели возможность обследовать Северную часть Тихого океана до рубежа о. Самар (Филиппины), о. Гуам, о. Лейсан (Гавайи), залив Королевы Шарлотты.

К 1975 году военный летчик-тихоокеанец достиг определенного уровня мастерства, что позволило ему переучиться управлять самолетом Ту-95рц и освоить дозаправку самолета в воздухе. В сентябре 1975 года 26-летний капитан назначен заместителем командира авиационной эскадрильи, в ноябре 1976-го - командиром авиационной эскадрильи полка, и, наконец, в мае 1979 года – заместителем командира полка.

Владимир Куропаткин выполнял вылеты, связанные с воздушной разведкой в акватории Индийского океана. С 1976 по 1978 годы он  был старшим группы в составе двух экипажей. Взлет с аэродрома города Ташкент, пролетом через территорию Пакистана и Ирана.

В феврале-марте 1979 года в условиях обострения обстановки в Юго-Восточной Азии (агрессия Китая против Вьетнама) на самолетах Ту-95рц выполнял вылеты воздушной разведки в Южно-Китайское море пролетом через Корейский пролив. В дальнейшем выполнял воздушную разведку с посадкой в СРВ на аэродромы Дананг и Камрань.

9 июля 1979 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден государственной наградой - орденом Красной Звезды.

Затем снова годы учебы. В августе 1982 года Владимир Куропаткин зачислен слушателем Военно-морской академии им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко.  В июне 1985-го военный летчик окончил ВМА, получив диплом с отличием и золотую медаль. Ему была  присвоена квалификация офицера с высшим военным образованием по специальности командно-штабная оперативно-тактическая авиация ВМФ.

После окончания академии, несмотря на возможность выбора любого из 4-х флотов, базирующихся на территории страны,  для дальнейшей службы он опять выбрал Тихоокеанский флот. В ноябре 1985 года приказом МО СССР назначен командиром противолодочного полка дальнего действия в гарнизон Монгохто Хабаровского края. На вооружении данного полка находились самолеты разных модификаций. Это и противолодочные самолеты Ту-142, Ту-142мз, и самолеты ретрансляторы боевых сигналов Ту-142мр, и транспортный самолет Ан-26. Владимир Куропаткин переучился и освоил самолеты Ту-142 и Ту-142мр.

Октябрь 1987 года стал еще одной вехой в биографии военного летчика: приказом МО СССР его назначают командиром 169-го отдельного смешанного авиационного полка (ОСАП), место базирования – полуостров Камрань в СРВ. Особенность отдельного смешанного полка заключалась в том, что у него на вооружении находились разнотипные летательные аппараты: 1-я эскадрилья: Ту-16К-10 и Ту-16К-11-26 (были еще самолеты РЭБ и заправщики) - до 20 единиц; 2-я: противолодочные самолеты Ту-142 – 4 единицы, самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ  – 4 единицы, самолеты военно-транспортной авиации (ВТА) – 2 самолета Ан-26, вертолеты Ми-14ПЛ и Ми-14ПС; 3-я эскадрилья: самолеты МиГ-23МЛД – 12 единиц и МиГ-23УБ – 2 единицы.

В то напряженное время авиационный полк выполнял по 4–5 летных смен в неделю (в том числе и в ночное время). Взлетая с аэродрома Камрань, экипажи 169-го ОСАП решали следующие задачи: поиск, обнаружение и слежение за иностранными подводными лодками, выполнение попутной воздушной разведки, ведение воздушной разведки кораблей, судов, корабельных, авианесущих ударных группировок, выдача целеуказания заинтересованным штабам ТОФ и 17-ой ОПЭСК экипажами самолётов Ту-142, Ту‑95рц; несение боевой службы в Южно-Китайском море нарядами сил на вертолетах Ми-14Пл (поиск, обнаружение и слежение за подводными лодками вероятного противника в заданном районе моря, на подходах к базе Камрань, ведение попутной воздушной разведки); совершенствование летно-тактической выучки в боевом порядке составом 1-й эскадрильи по применению ракет К-10 с дозаправкой самолетов топливом в воздухе; противовоздушное прикрытие кораблей 17-й опэск, аэродрома, объектов 922-го ПМТО в бухте и на полуострове Камрань от авиационного нападения вероятного противника самостоятельно и во взаимодействии с зенитно-ракетной бригадой Вьетнама, базирующейся в Камрани; несение боевого дежурства в готовности к перехвату воздушных объектов в нейтральных водах на заданных рубежах нарядами сил 3-й авиационной эскадрильи на самолетах МиГ-23МЛД.

В период с 1987 по декабрь 1988 года Владимир Куропаткин командовал 169 ОСАП, осуществлял руководство полетами, выполнял вылеты на боевую службу в качестве ведущего в составе пары по поиску, обнаружению и слежению за иностранными подводными лодками, а также ведению воздушной разведки кораблей, судов корабельных, авианесущих ударных группировок.

21 декабря 1989 года приказом МО СССР был назначен начальником штаба 143 морской ракетоносной дивизии (мрад), в феврале 1990-го – приказом командующего ТОФ – и.о. командира 143 мрад. Переучился и летал на самолетах Ту-22м2 и Ту-22м3.

В июне1990 года, после собеседования и сдачи экзаменов, был зачислен слушателем основного факультета Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в июне 1992 года. Получил диплом по специальности командно-штабная, оперативно-стратегическая разведка.  Был назначен командиром 25 мрад, дислоцирующейся в гарнизоне Кневичи Приморского края. Назначение на должность заместителем командующего ВВС ТОФ по боевой подготовке получил в декабре 1994 года. В марте 2003 года назначен начальником штаба – первым заместителем командующего ВВС и ПВО ТОФ. На протяжении все этого времени продолжал совершенствовать технику пилотирования и выполнял полеты на боевое применение на сверхзвуковом ракетоносце Ту-22м3.

4 ноября 2004 года Указом Президента РФ, за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в военной авиации присвоено почетное звание -  «Заслуженный военный летчик Российской Федерации».

Январь 2005 года оказался в жизни военного летчика судьбоносным – он стал гражданским человеком. Однако, как известно, бывших моряков не бывает, как, впрочем, и бывших летчиков. Значит, он настоящий и всегда в строю.

От души поздравляя Владимира Ильича с праздником – Днем защитника Отечества, хочется отметить то, что, сегодня, работая в МГУ им. адм. Г.И. Невельского, генерал-майор Владимир Ильич Куропаткин продолжает служить Родине, участвуя в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов в Институте защиты моря и освоения шельфа.

П.П. Пузин,заместитель начальника СВФ Морской академии

20 февраля 2014 года