12 февраля 2019 года
Мы никогда не забывали нашу альма-матер…

75 лет празднования организации мореходных и высших мореходных училищ

В 2016 году вышла в свет книга В.В. Ядрышникова, которую автор назвал «Альма-матер. Море. Капитаны». Эту новую и свои книги «Морские рассказы», «Сквозь соленые широты», выпускник 1965 года 247-й группы 14-й роты судомеханического факультета ВВИМУ им. ад. Г.И. Невельского подарил музею университета.

Морская судьба Витольда Валентиновича Ядрышникова во многом повторяет судьбы ребят, детство которых выпало на военные годы. Родом он из поселка Большой Невер Амурской области. После окончания школы во Владивостоке закончил ТУ №1, получил специальность механика-дизелиста. С 1961 по 1965 годы был курсантом ВВИМУ-ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского. Работал на судах ДВМП и ВБТРФ, позже трудился главным механиком по рыбообрабатывающему оборудованию на совместном с Японией предприятии «Сонико».

Их 247-я группа была особенной: создана из моряков, уже имевших среднетехническое морское образование, заочную учебу в ВВИМУ на 2-3 курсах. Все они пришли за знаниями, нехватку которых ощутили, работая на судах ДВМП. Группу опытных моряков даже не отправили вместе с первокурсниками на сельхозработы. Оставили в училище оборудовать дизельную мастерскую, установить и запустить сепаратор дизельного топлива, компрессор с трубопроводом. Они под руководством начальника кафедры Г.С. Щукина испытывали работу судовых дизелей на обводненном топливе.

18 человек из их группы завершили обучение в училище и впоследствии стали профессионалами в своем деле: старшими и главными механиками, кандидатами и докторами наук.

Рассказы В.В. Ядрышникова о морском житье-бытье очень личные, описывают реальные события и людей, которые внесли свой вклад в становление морского флота Дальнего Востока.

Эти три книги с большим удовольствием читают выпускники ВВИМУ-ДВВИМУ-ДВГМА-МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Автор сумел запомнить и изложить так много фактов, которые очень хорошо показывают курсантский и моряцкий быт в те годы, условия работы и отдыха на судах и на берегу…

В 2015 году выпускники 14-й роты СМФ собрались в МГУ им. адм. Г.И. Невельского и торжественно отметили 50-летие со дня выпуска. На дарственной книге Витольд Валентинович написал: «Музею родной альма-матер от выпускника 1965 года судомеханического факультета на память. В этом году нашему выпуску 50 лет! 14 рота, Витольд Ядрышников».

«В беде не теряйтесь!»

1 марта 2017 года состоялось заседание Литературной кают-компании МГУ им. адм. Г.И. Невельского, где курсантам были представлены книги Витольда Ядрышникова, старшего механика, выпускника СМФ, который почти пятьдесят лет проработал в море.

Заседание было приурочено к 73-й годовщине высшего морского образования в России: в книгах Ядрышникова очень много интересных воспоминаний о преподавателях и офицерах ВВИМУ, о друзьях-однокашниках, о том, как они учились, строили училищный городок, ходили на парады и в увольнения, писали курсовые и дипломные проекты… Они были в числе первых, получивших в 1965-м году дипломы уже не ВВИМУ, а ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского.

К сожалению, Витольда Валентиновича уже нет с нами. Он писал свои книги, сражаясь с неизлечимой болезнью, и помогала ему в этом верная спутница жизни Александра Антоновна Позднякова. Именно благодаря её стараниям, книги появились на свет.

Сама Александра Антоновна – человек в Приморье известный: журналист, автор нескольких поэтических сборников, член Российского межрегионального союза писателей, заслуженный работник культуры РФ и Почетный житель города Партизанска. Александра Антоновна очень проникновенно рассказала о том, каким замечательным человеком был её муж, как предан он был своей профессии и как высоко ценили его товарищи по работе.

Витольд Валентинович Ядрышников в своих книгах описал множество случаев, когда приходилось, сцепив зубы, выходить из очень трудных и опасных ситуаций. Одно из таких происшествий, связанных с аварией на танкере «Интернационал», интересно прокомментировал опытный моряк, капитан дальнего плавания Г.А. Воронин.

– Действия второго механика Ядрышникова во время аварии показали не только его высокий профессионализм, но и высочайшее чувство ответственности, на грани  самопожертвования. Профессионализм и ответственность – это тот редкий сплав, который позволяет человеку в считанные секунды интуитивно принять единственно правильное решение и спасти пароход и жизни людей. Плюс редкое самообладание, умение взять себя в руки. Девиз Витольда Ядрышникова: «В беде не теряйся!» – остается актуальным для любого моряка в любую эпоху.

Активное участие в заседании принял ветеран морского образования, доцент, ведущий инженер кафедры судовых котельных, турбинных установок и вспомогательного энергетического оборудования Владимир Яковлевич Щегельский. Один из первых выпускников нашего морского вуза, Владимир Яковлевич был преподавателем Витольда Ядрышникова и его однокашников. Он поделился воспоминаниями о своей курсантской юности и дал высокую оценку группе 247, где учился автор книг:

– Это действительно была одна из лучших групп судомехаников, с которыми мне довелось работать.

Добавим, что педагогический стаж у В.Я. Щегельского не просто большой, а редчайший – более 60 лет с того дня, как он, молодой механик вернулся в ВВИМУ на кафедру двигателей внутреннего сгорания…

В.В. Ядрышников всегда гордился тем, что учился в ВВИМУ в те годы, когда там работала Анна Ивановна Щетинина.

Предлагаем познакомиться с несколькими страницами его воспоминаний о высшей мореходке из книги «Альма-матер. Море. Капитаны».

Не так страшен сопромат…

В нашей группе подобрался народ, уже поработавший на судах на командных должностях (не ниже третьего механика), и поэтому никого не надо было подталкивать: все знали, зачем пришли в училище. Экзамены сдавали, нарушив все студенческие обычаи: никаких шпаргалок, черновиков не делали, все ответы на билеты писали на обычных листах бумаги формата А4 и раскладывали на первых столах по номерам билетов. Каждый, кто садился готовить ответ на билет, улучив момент, отсчитывал свои готовые ответы в столе (было проведено несколько репетиций), доставал их и укладывал под листы, на которых уже что-то написал по ответу на билет.

Преподавали всегда удивлялись нашим ответам. Они, в общем-то, привыкли к шпаргалкам, которые экзаменующиеся прятали в рукавах, по карманам. Им в голову не приходило, что курсанты могут дойти до такой, как мы, наглости. Все это до сего дня держалось в секрете, и вот, по прошествии пятидесяти лет со дня выпуска, я этот секрет открываю. Но не весь… Как мы узнавали номера билетов, по которым раскладывали наши готовые ответы, – остаётся секретом до сих пор. А это было самое главное – узнать номера билетов!

Но вот сдача сопромата у преподавателя Т.Г. Друзь проходила так, что мы даже представить себе не могли. Экзамен с 9.00, у нас была «своя» аудитория № 309 (по нашей просьбе декан Б.А. Воронцов разрешил нашей группе ею пользоваться по окончания учёбы). Преподаватель приходил, мы всей группой разбирали билеты, она записывала номера и уходила: «Открывайте учебники и решайте задачи». Группа гудела, шумела, собиралась кучками, а задачки-то были не из простых! До 16.00 преподавателя не было.

Была у нас светлая математическая голова – Борис Голицинский – вот уж ему-то пришлось отдуваться за всех! Преподавателя не интересовало, как ты ответил на другие вопросы билета: главное – как ты решил задачи и что начертил. Сдали все! А ведь такой метод сдачи экзамена заставлял перелопатить весь курсовой материал. И чего не знали – так на такой сдаче узнавали! Уставшие, довольные, возвращались в роту, падали на свои койки. Вот он, страшилка-сопромат, а мы его сдали! И ещё и без единого «завала».

Информационный центр МГУ

12 февраля 2019 года