7 октября 2019 года
Первая неделя экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима»

2 октября завершилась первая неделя научно-исследовательской экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима», которая выполняется по поручению Русского географического общества «Дальневосточным плавучим университетом» на борту учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин».

Некоммерческая организация «Фонд полярных исследований «Полярный фонд»», по поручению Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», объединила несколько ведущих научных организаций России в целях проведения «Научно-исследовательской экспедиции по изучению последствий аварии на АЭС «Фукусима». Экспедицию обеспечивает учебно-производственное судно «Профессор Хлюстин» (судовладелец ФГУП Росморпорт; капитан И.Ю. Гуща, учебный помощник Р.В. Колесник). На судне проходят плавательную практику курсанты судомеханического факультета 28-й роты (командир роты капитан 3-го ранга О.Н. Ершов О.Н) МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В научную группу экспедиции (руководитель С.Б. Тамбиев) входят девять учёных: НО «Фонд полярных исследований «Полярный фонд»»; ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический институт»; ФГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина»; ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева»; НИЦ «Курчатовский институт»; МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

26 сентября судно взяло курс на север Приморского края. На утреннем построении курсантского и преподавательского состава, перед подъемом Государственного флага РФ, руководитель научной экспедиции С.Б. Тамбиев дал краткую характеристику научным целям и представил ученых.

Участник научной группы от МГУ им. адм. Г.И. Невельского, начальник научно-исследовательского отдела С.М Затепякин охарактеризовал объединительные научные и образовательные процессы, которые будут происходить на борту.

На третий день экспедиции УПС «Профессор Хлюстин» встал на два якоря в бухте Джигит, была высажена группа ученых на берег. Бухта Джигит является наиболее вероятным местом радиационного заражения от взрыва на Фукусиме. Учёные на надувной лодке с мотором добрались до берега, несмотря на сильный накат, вызванный морской зыбью. В мокрой одежде учёные работали на берегу в течение шести часов. Согревало теплое осеннее солнце. Точная аппаратура была защищена и в период высадки действовала.

Результат высадки научного десанта стал сбор образцов растительности (морской и прибрежной травы, рыба, грунт), которые будут исследованы аппаратурой на борту или в научных лабораториях по возвращению.

Следующие работы продолжились на точке, именуемой по экспедиционным правилам как «станция», на следующие сутки в южной части Татарского пролива в открытом море. УПС «Профессор Хлюстин» убрал ход, заглушил машину и лег в дрейф. За время стоянки на «станции» было произведено три вида морских замеров: опущен глубоководный зонд, фиксирующий изменения состава и свойств воды на разных глубинах; опущена гирлянда устройств, осуществляющая забор воды с разных горизонтов; опущен радиационный спектрометр на разные глубины.

Работы по погружению оборудования производились палубной командой УПС «Профессор Хлюстин» судовыми средствами (грузовыми стрелами в режиме работы «на телефон» и глубоководной лебедки) с привлечением курсантов-практикантов, находящихся в распоряжении боцмана. Для остальных курсантов учебный и производственный процессы не прерывались.

Под вечер при нарастающем ветре на судне была запущена главная СЭУ и оно укрылось в заливе Анива с последующим выходом в Охотское море и на остров Уруп.

На шестой день экспедиции, находясь в северо-западной части острова Уруп, была предпринята попытка высадки на этот пограничный остров, который является заповедной зоной. Однако океанская зыбь и ветер не позволили это сделать. Научный десант, пытавшийся определить место высадки, находясь на моторной шлюпке в зоне начала прибоя, дважды был на грани опрокидывания. Ученые вычерпывали воду из кокпита, в то время как стоящий на рулевой колонке А.В. Бондарь уводил катер от последующих волновых «атак». Анализ неудавшейся попытки высадки на остров Уруп показал правильность принятого решения – при опрокидывании катера, в лучшем случае, терялся бы сам катер и научное оборудование.

В вечернее время «Профессор Хлюстин» снялся с якорей, рассчитывая обогнуть остров и достичь тихоокеанского побережья, прошёл проливом Фриза. Утром, в тумане, пришлось вовсе отказаться от высадки на берег острова. Судно, обогнув остров Уруп с северо-восточной части, через пролив Буссоль вошло в Охотское море курсом на юг Сахалина (залив Анива), чтобы произвести там плановую высадку, а затем укрыться от надвигающегося тайфуна в морском порту Корсаков.

В течение предстоящего суточного перехода прошла встреча курсантского и преподавательского составов с научным коллективом. Ученые рассказали о плановой ротации в рейсе, о полученных предварительных результатах замеров, о методиках измерений и об общих вопросах морской экологии.

Фото автора.

С.М. Затепякин, участник научной экспедиции, начальник научно-исследовательского отдела УНИ и ИД

7 октября 2019 года


Другие новости: