Архитектурно-конструктивные типы ТСВГ и их облик связаны с особенностями воздухоопорных гусениц. Полный объем преимуществ ВГ возможен при больших габаритах в сравнении с гусеницами рапной несущей способности традиционных вездеходов, чем обусловлена соизмеримость габаритов ТСВГ с габаритами СВП и платформ на воздушной подушке.
В поисках рациональных областей применения ТСВГ и по море исследований ВГ были рассмотрены различные компоновочные решения преимущественно для низких скоростей хода в диапазоне грузоподъемности от сотен килограммов до сотен тонн.
Многолетние консультации с заказчиками сформировали представление об универсальном экологичном мореходном вездеходе. На (рис. 1) представлено предпроектное изображение размерного ряда ТСВГ грузоподъемностью 5 , 10 и 40 тонн (ТСВГ-5. ТСВГ-10, ТСВГ-40(60)).

Каждый из них в полном объеме удовлетворяет требованиям универсальности, мореходности, амфибийности, экологичности. Общее в их компоновочном решении - сходство с гусеничными вездеходами и плавающими машинами. Каждое из этих транспортных средств имеет две ВГ, разнесенные поперек так, что между их гусеницами установлена грузовая платформа. Базовой маркой этого ряда является ТСВГ-40(60), предназначенное преимущественно для разгрузки судов на необорудованный берег и транспортно-технологических работ в тундре и лесотундре. Для перевозки труб в плетях торцы грузовой платформы открыты. Заливаемость исключена подъемом платформы над уровнем воды во всех режимах эксплуатации. Предусмотрена установка трех контейнеров ИСО, IСС и IС. Предполагается самовыгрузка контейнеров в малых портпунктах и базах. Рубки капотируют носовую часть ВГ и защищают верхнюю ее ветвь от встречного потока воздуха, дают удобный обзор для управления при наезде на препятствие. При необходимости соблюдать экологичность воздействия на грунт грузоподъемность не должна превышать 40 тонн. В других условиях допустима нагрузка 60 т.
На базе ТСВГ-5 намечается создание бортового спасателя для судов арктического плавания. Спасение с буровых установок на шельфе, при нагонах льда, взломах припая, наводнениях и ледоходах может выполняться без специального спасательного приспособления.
Разрабатывается универсальный промысловый вездеход ТСВГ-20. В условиях открытого побережья Сахалина и Курил необходимо выполнять круглогодично промысловые и спасательные работы, обслуживать буровые установки и плантации марикультуры на шельфе, по штормовому предупреждению или в ожидании нагонов льда вытаскивать не берег легкие плавсредства и спускать их на воду при благоприятной обстановке. Беспричальные береговые базы смогут получать грузы с судов на рейде в двадцатифутовых контейнерах. Открытая с торцов грузовая платформа позволяет принимать длинномеры, вывозить лес с лесосеки на суда, стоящие на рейде, Минимизацией грузоподемности и размерений ТСВГ для прибрежного промысла в условиях необорудованного побережья определена грузоподъемность 20 тонн.
Крупномасштабная мореходная модель (фотография) является продолжением размерного ряда ТСВГ. Размерения ее ходовой части в 4 раза меньше, чем у ТСВГ-40(60) и в 2 раза меньше, чем ТСВГ-5. На основе теории проектирования ТСВГ и лабораторных экспериментов модель спроектирована как амфибийное плавсредство грузоподъемностью 500 кг (ТСВГ-0,5), при полной массе 1,25 тонн. Самоходные испытания модели подтвердили уникальность универсальности ходовых качеств и показали удовлетворительное согласование с проектными расчетами. Краткий фильм об испытаниях мореходной модели подтверждает универсальность ходовых качеств ТСВГ.
Воздухоопорная гусеница (ВГ) сочетает в себе преимущества воздушной подушки (ВП) и гусеницы. Внутригусеничный понтон или разделительная мембрана опирается на равномерно распределенное избыточное давление воздуха. Такая подвеска обеспечивает хорошую плавность хода, избавляя корпус от концентрированного воздействия неровностей грунта и волновых ударов. При этом полный вес транспортного средства передается на грунт через опорные поверхности гусениц, чем обеспечиваются высокие сцепные качества при наличии воздушной, подушки.
Схема воздухоопорной гусеницы показана на рис.2. Гусеничный обвод образован широкой эластичной лентой I, которая заведена с некоторым избытком длины вокруг барабанов 2. На внешней поверхности гусеничной ленты крепятся большие надувные грунтозацепы, названные пневмоплицами 3. Внутригусеничный понтон 5 (рис.2,б) делит внутренний объем ВГ на полости верхнюю и нижнюю полость 6. Воздушная подушка (ВП) занимает объем нижней полоста 6. Гусеничная лента I выполняет функции гибкого ограждения ВП в носовои и кормовой оконечностях и охватывает ВП снизу. Бортовые ограждения ВП выполнены в виде жестких скегов, которые имеют плоские вертикальные стенки со стороны бращенной к бортовым кромкам гусеничной ленты I. йажняя часть скега конструктивно оформлена в виде полоза. Для снижения утечек из ВП зазоры уплотнены, например, зазор между понтоном 5 и барабаном 2 имеет уплотнение 8.


Подача воздуха от нагнетателя в никвюю полость 6 приводит к выпуo чиванию нижней ветви ВГ. Воздушная подушка выполняет роль следящего натяжного устройства для гусеницы. Гусеничная лента прижимается к барабанам под действием натяжения в ней, чем обеспечиваются самогерметизация ВП по узлу барабан-лента и возможность фрикционной передачи тягового усилия от гладкого барабана на гладкую внутреннюю поверхность ленты.
При плавании из воде или в жидкой болотной грязи выпучивание нижней часта ВГ обеспечивает или увеличивает плавучесть транспортного средства. На твердом грунте пневмоплицы деформируются будучи зажатыми между грунтом и гусеничной лентой, как это показано на рис. 2,б. Развитая контактная поверхность обеспечивает малое давление на грунт и малые касательные напряжения на поверхности грунта при обеспечении тяги, что сохраняет грунт от разрушения. Избыточное давление воздуха в ВП и внешнее воздействие на ВТ в процессе эксплуатации определяют эксплуатационные формы гусеничного обвода.

Site disigned by Ilchenko Aleksey 2002. E-mail zipoid@yandex.ru
Rus / Eng

 

Мореходные экологичные вездеходы на воздухоопорных гусеницах the universal marine transport means with air-cushion supported tracks.
Главная страница