Плавучий университет Надежда: Экспедиция-2006

 

увеличить увеличить увеличить увеличить увеличить увеличить

Отчеты с борта “Надежды”

25 августа 2006 года: Парусное судно «Надежда» вернулось из очередной экологической экспедиции. В течение семи лет на паруснике «Надежда» проводятся экспедиции «Дальневосточного плавучего университета». В научной работе на судне принимают участие ведущие учёные, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты РАН и вузов России. В этом году в путешествии к берегам Сахалина вместе с учеными Морского государственного университета приняли участие экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи из Института океанологии РАН и около сотни курсантов Морского государственного университета им. Невельского. Экспедиция состояла из двух этапов. Первый прошел по маршруту: Владивосток – Ноглики – залив Пильтун – мыс Елизаветы – залив Пильтун – Корсаков. Целью данного этапа стало исследование акустического воздействия на серых китов, обитающих в водах Охотского моря, и проведение дистанционного зондирования океана и атмосферы. Второй этап прошел по маршруту: Корсаков – эстуарий р. Амур – центральная часть Охотского моря – Владивосток. Вторая часть экспедиции была посвящена дистанционному зондированию океана и атмосферы и мониторингу антропогенного воздействия на морскую биоту. Во время первого этапа на борту парусника «Надежда» разместилась команда Международного фонда защиты животных IFAW. В течение месяца, в решающий момент строительства морского нефте-, газопровода, соединяющего платформы компании «Сахалин энерджи» («Шелл», «Мицуи», «Мицубиси») у северо-восточного побережья Сахалина, в районе залива Пильтун, они проводили круглосуточные наблюдения в зоне добычи нефти. Во время работы первого этапа участники экспедиции часто «встречались» не только с морскими котиками, кашалотами, малыми полосатиками, касатками и морскими свиньями, но и с серыми китами. Некоторым членам экипажа и исследовательской группы посчастливилось встретиться с любознательным китом, который в буквальном смысле разглядывал их, поднимаясь из воды и поворачиваясь то левым, то правым глазом. Залив Пильтун, место нагула серых китов, находится под пристальным вниманием экологов многих стран. Для серых китов море в районе залива - настоящий рай: в него впадают сразу несколько рек, здесь активно размножаются ракообразные (основная питательная среда серых китов). Главной задачей экспедиции 2006 года стало произведение замеров уровня шума. Дальше - предотвращение негативного воздействия нефтеразработок на китов. Научно-исследовательская работа, которую проводит инициативная группа IFAW, уже принесла первые плоды – компания «Сахалин энерджи» согласилась проложить трубу на 20 километров южнее того места, где обитают киты. Тем не менее, науке пока неизвестны случаи адаптации китов к подобным условиям среды обитания. Киты, например, могут оглохнуть и потеряют способность общаться между собой. Они могут просто-напросто покинуть эти места, а значит - умрут голодной смертью. На сегодняшний день в этой популяции китов осталось всего 23 самки, способных приносить потомство… Второй этап экспедиции начался в обновленном составе научной группы Дальневосточного плавучего университета: 8 августа на борт судна прибыла группа акустиков под руководством д.ф.-м.н. В.А. Буланова. Во втором этапе - от порта Корсаков до эстуария реки Амур и далее, в обратном направлении, до порта Владивосток, по ходу движения судна, проводились непрерывные акустические зондирования, лазерные флуориметрии и лидарное зондирование, полигонная съемка. Оборудование ДВПУ работало в непрерывном режиме, обеспечивая круглосуточный мониторинг состояния атмосферы и верхних слоев Охотского моря вдоль курса судна. Команда работала по расписанию, обеспечивая жизнедеятельность фрегата в целом и экспедиции в частности. Даже для курсантов Морского университета эта экспедиция не была простой учебной практикой. Они не только учились, несли вахты и участвовали в общесудовых работах. Для них были представлены научно-популярные фильмы о популяции серых китов, деятельности международного фонда защиты животных. «Надежда» не зря носит название «Дальневосточного плавучего университета». На время экспедиций парусник оснащается современным оборудованием дистанционного зондирования океана и современной вычислительной техникой. Во время работы плавучего университета на борту парусника не только ведутся учебные и научные работы, но и проводятся научные конференции, устраиваются массовые мероприятия и торжества, в местах стоянки организуются экскурсии — все, как в настоящем университете. А по завершении плавания все участники проекта получают дипломы, свидетельствующие об окончании университета.

 

21 - 23 августа 2006 года: Как это ни странно для Охотского моря, но на протяжении всей экспедиции волнение морской поверхности ограничивалось лишь “морской зыбью”. Заключительные дни похода, в этом плане, ничем особым не выделились - родные берега приветствовали фрегат “Надежда” ярким солнцем. По мере приближения к Владивостоку было проведено две последних гидрологических станции, проведен семинар, на котором выступили студенты 2-го курса МФТИ МГУ имени адм. Г.И. Невельского Д.Д. Кузьминец с докладом “Геоинформационная система состояния океана и атмосферы в задачах ДВПУ” и И.М. Дорошенков с докладом “Мониторинг биооптических параметров верхних слоев толщи морской воды с использованием лазерной индуцированной флуоресценции”, в непрерывном режиме, вплоть до постановки на якорь, проводились измерения состояния атмосферы и океана. Экипаж и курсанты все это время усиленно готовили судно к дальнейшим походам, не забывая о морской практике проведения учебных тревог – 22 августа была сыграна учебная тревога “Человек за бортом” с опусканием на воду Зодиака и выбросом спасательного фала из линемета, позволяющего выстреливать выброску на дистанцию длиной до 250м. “Надежда” показалась в Амурском заливе 23 августа, около 20 часов. Дальневосточный плавучий университет завершил свою работу. В заключение, от себя лично и от всей научной группы Дальневосточного плавучего университета хочется поблагодарить экипаж и курсантский состав “Надежды”, обеспечивавших проведение экологической экспедиции – ДВПУ 2006, чья непрерывная круглосуточная деятельность на протяжении всего похода позволяла реализовать запланированные научные работы в полном объеме.

 

17 - 20 августа 2006 года: Отработав в Амурском лимане 17 августа в 12 часов судно снялось с якоря и взяло курс на Владивосток. Погода, свойственно данным местам, менялась от густейшего тумана, с температурой забортной воды 3?С в районе залива Пильтун, до яркой и солнечной, с температурой воды 22?С в Сахалинском заливе. Все измерения проводились в плановом режиме, также было проведено 6 гидрологических станций. 18 августа в лекционной аудитории для аспирантов и студентов ДВПУ, а также всех желающих, д.ф.-м.н. В.А. Булановым был проведен семинар "Подводные газовые факелы. Проблемы акустического мониторинга". 20 августа прошел семинар с докладами студентов 5 курса ДВГУ К.А. Шмирко "Лидарное зондирование атмосферы" и А.В. Буланова "Пространственно-временные характеристики плазмы при оптическом пробое газа". На судне все чаще проявляются нотки радости от приближающегося момента встречи с родными берегами, по последним расчетам судоводителей, если все будет идти в прежнем темпе и без изменений, то во Владивосток мы сможем прибыть утром 24 августа. Сие обстоятельство, несомненно, греет душу, тем более что и тело начинает согревать постепенно увеличивающаяся температура окружающего воздуха.

 

13 - 16 августа 2006 года: Первые дни второго этапа благодаря отлаженной работе экипажа прошли согласно рабочему плану экспедиции. Флуориметрические измерения и акустическое зондирование проводились непрерывно. Мониторинг состояния атмосферы из-за постоянного сильного тумана проводился по мере возможности. В конце дня 14 августа отработали первую гидрологическую станцию, в последующие двое суток отработали еще пять, а также провели полигонную съемку в районе залива Пильтун. В среду, 16 августа, в 20:30 встали на якорь в районе Амурского лимана Сахалинского залива для проведения комплексных измерений полусуточного хода приливо-отливных течений данного района. Общесудовая жизнь в данный период также шла в рабочем ритме, 14 августа была проведена учебная тревога по борьбе с пожаром, в ходе которой отрабатывались действия всего состава ПУС “Надежда” по обеспечению жизнедеятельности судна при пожаре.

 

5 - 12 августа 2006 года: За это время было несколько дней рейда и несколько перешвартовок к различным причалам порта Корсакова. Сложившаяся сложная ситуация с заправкой водой (в данном порту бункеровка водой осуществляется подъездными машинами-водовозами) усугублялась постоянными перебоями в подаче электричества в городе, в виду чего и без того редкие визиты заправщиков становились еле ощутимыми, по сравнению с расходами воды на нужды жизнеобеспечения фрегата “Надежда”. Только 12 августа, около 19 часов, мы вышли в море с полным запасом воды. Второй этап экспедиции начался в обновленном составе научной группы ДВПУ: 8 августа на борт судна прибыла группа акустиков под руководством д.ф.-м.н. В.А. Буланова. Во втором этапе - от порта Корсаков до эстуария реки Амур и далее, в обратном направлении, до порта Владивосток, по ходу движения судна, планируется проведение непрерывного акустического зондирования, лазерной флуориметрии и лидарного зондирования. В эстуарии р. Амур и в районе залива Пильтун предполагается проведение полигонной съемки. На акваториях Охотского и Японского морей предусмотрено выполнение нескольких гидрологических станций.

 

1 - 4 августа 2006 года: Переход до Корсакова занял порядка 3 дней. Все это время оборудование ДВПУ работало в непрерывном режиме, обеспечивая круглосуточный мониторинг состояния атмосферы и верхних слоев Охотского моря вдоль курса судна. Третьего июля, около 13 часов, третий южный пирс встретил нас хмурыми взглядами местных рабочих. Силами курсантов и экипажа в оперативном режиме была обеспечена выгрузка и погрузка оборудования, предназначенного для Холмского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Долгожданная возможность ступить на большую землю была предоставлена всем желающим уже через несколько часов, за исключением несущих вахты и заступающих в наряд курсантов. Команда IFAW в полном составе покинула борт судна ранним утром 4 августа. Ребята отправились домой, а нам предстоит выполнить не менее насыщенный второй этап учебно–научной экспедиции Дальневосточного плавучего университета, но только после дозаправки топливом и полной бункеровки водой. Вечером 4 августа, судну было предписано выйти на рейд, предположительно до 8 августа.

 

31 июля 2006 года: Погода мрачная, туман и сильный ветер. Сильные бары на входе в залив не позволили Зодиаку выйти в море, поэтому Григорию пришлось остаться на берегу, в лагере. А мы, не имея возможности больше ждать - запасов пресной воды осталось совсем мало, после обеда взяли курс на Корсаков. На беспрерывную работу “запустили” флуориметр, лидар работает в прежнем режиме. До вечера шли под косыми парусами и машиной, на ночь в работе остался только главный двигатель.

 

30 июля 2006 года: Утром снялись в район залива Пильтун, к обеду уже были на месте. Туман, волнение для захода в залив на Зодиаке сносное. Руководитель отряда IFAW Григорий Цидулко отправился в береговой лагерь для встречи с прибывшей из Москвы группы.

 

29 июля 2006 года: Прошел последний день работы группы Веденева. Вечером все станции подняли на борт. Завтра уходим в прежний район.

 

28 июля 2006 года: Погода установилась рабочая. Зодиак весь день провел в море, выполняя задачи акустиков и работая с наблюдателями за китами.

 

27 июля 2006 года: стояла солнечная, но ветреная и прохладная погода. Волнение не позволяло работать с поверхности воды, поэтому Зодиаки простояли весь день на палубе в ожидании. В остальном - все в прежнем рабочем русле.

 

24-26 июля 2006 года: стоим в той же точке. Солнце вперемешку с туманом. Все - в прежнем ритме: работа, учеба, наука. Вопрос о нехватке воды все настойчивее дает о себе знать, в оговоренные сроки проведения первого этапа экспедиции никак не вписываемся. Попытки бункероваться водой в районе работ обрываются на стадии поиска. На данный момент есть только один выход – порт Корсаков, но это 3 дня перехода в одну сторону. 25 июля ребятам группы IFAW, при работе с Зодиака, посчастливилось встретиться с любознательным китом, который в буквальном смысле разглядывал их, поднимаясь из воды и поворачиваясь то левым, то правым глазом. Получились интересные видео и фото снимки.

 

23 июля 2006 года:опять на якоре. Солнечно и безветренно, волнения никакого – гладь. Несколько китов уделили нам свое внимание, показались рядом с “Надеждой” в 20-30 метрах, хотя обычно они гуляют намного ближе к берегу. Судовая жизнь течет своим ходом, все выполняют свои задачи.

 

21-22 июля 2006 года: как по расписанию: с утра туман, а ближе к обеду - солнце. Состояние поверхности воды позволяло проводить работы с Зодиака. На судне введен режим экономии воды. 22 июля после 15 часов перешли в район укладки нефтепровода южнее буровой вышки “Моликпак”, в район залива “Чайво”.

 

20 июля 2006 года: стоим на якоре. Выдался ясный, но прохладный, из-за ветра, денёк. Волнение моря не позволяло проводить работы с Зодиака, поэтому все наблюдения проводились с борта “Надежды”. Курсанты учатся, несут вахты и участвуют в общесудовых работах. Команда работает по расписанию, обеспечивая жизнедеятельность фрегата в целом и экспедиции в частности.

 

19 июля 2006 года: дождались… Плотный туман, видимость не более 100 метров, температура около 10*С – обычная июльская погода здешних мест. Попрощались с репортерами. Высаживали их на берег в два этапа, на двух Зодиаках (нашим и лодкой береговой группы IFAW). Зайти в залив Пильтун можно лишь на плоскодонных плавсредствах, причем сие действие осложнено рядом природных явлений. Это постоянно сдвигающаяся береговая черта, выходящая далеко в море и меняющая свое положение коса, образуемая выносимым из устья песком и, образующиеся в результате выхода на косу, буруны волн высотой несколько метров даже при морской зыби.

 

18 июля 2006 года: опять повезло, в течение дня было ясно и солнечно, полный штиль. К вечеру подошли к району работ буровых вышек. Журналисты “допивали” последние часы нахождения на борту, завтра утром они высаживаются на станцию IFAW по фотоидентификации и визуальному наблюдению за китами. Около 23 часов бросили якорь, пункт назначения – залив Пильтун достигнут.

 

17 июля 2006 года: погода опять порадовала - с утра было тепло и солнечно, но к вечеру заметно похолодало, и народ начал надевать куртки и шапки. Сыграли первый в этом рейсе парусный аврал. Все чаще стали встречаться морские котики, также наблюдателями IFAW и командой в течение дня были замечены 6 кашалотов, 1 малый полосатик, 4 финвала, одна косатка и 7 белокрылых морских свиней. Работы по исследованию (зондированию) атмосферы и верхних слоев морской воды ведутся в плановом режиме.

 

16 июля 2006 года: денек выдался на редкость солнечным. Волнение моря можно охарактеризовать как гладь, ветра нет - полный штиль. Даже как-то не по себе - полное спокойствие на протяжении стольких дней. Журналисты наскучили с одним и тем же вопросом: ”Когда же паруса ставить будут?”. Вечером, по просьбе курсантов, устроили демонстрацию фильма о деятельности IFAW в России. По курсу в течение дня неоднократно наблюдались морские свиньи и котики.

 

15 июля 2006 года: туман по-прежнему нас сопровождает. Утро началось с инструктажа по пожарной безопасности. После обеда сыграли учебную шлюпочную тревогу с показательным надеванием спасательного костюма. Вечером, в учебной аудитории, на суд всех желающих были представлены презентация и научно-популярный фильм о популяции серых китов.

 

14 июля 2006 года: в Милоградовку прибыли по расписанию. Виды бухты радовали взгляд. Пока акустики отрабатывали программу, курсанты, в первый раз за этот рейс, поднялись на мачты, естественно, после вводного инструктажа. После 16 часов снялись с якоря в направлении на Пильтун. Вечером, после чая, в учебной аудитории устроили показ научно-популярного фильма о деятельности Международного фонда защиты животных с небольшим докладом и ответами на интересующие вопросы координатора фонда IFAW Григория Цидулко и пресс-секретаря IFAW Елены Аверьяновой.

 

13 июля 2006 года: в 9:30 судно снялось с якоря. Держим путь на залив Пильтун. В промежутках между установкой, крепежом и настройкой оборудования проходим инструктажи. Завтра, около 8 утра, планируем остановку в бухте Милоградовка для тестирования акустического оборудования.

 

» дневник экспедиции на сайте IFAW

 

История экспедиций

В течении семи лет на паруснике “Надежда” проводится просветительская и исследовательская работа в виде ежегодных экспедиций “плавучего университета”

Фотогалерея экспедиции

Фотогалерея

Информация и маршрут экспедиции

13 июля ПУС “Надежда” отправилось в экспедицию с целью изучения антропогенного воздействия на морскую биоту

» читать дальше

» смотреть

» читать дальше

© МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, 2006 (www.msun.ru). Дальневосточный плавучий университет “Надежда” (dvpu.msun.ru)