www.msun.ru


ПАРУСНО-УЧЕБНОЕ СУДНО “НАДЕЖДА” - основные данные.


Построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Флаг Российской Федерации был поднят 05 июня 1992 года.

Это трехмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полное вооружение типа "корабль". 26-ть парусов управляются исключительно вручную и является основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта.


Основные технические характеристики судна:


Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,4 м

Ширина наибольшая – 14,0 м

Максимальная осадка – 7,3 м

Водоизмещение – 2 984 т

Мощность двигателей – 2х450 кВт

Высота грот мачты – 49,5 м

Площадь парусов – 2768 кв.м

Экипаж – 50 чел

Количество мест для практикантов – 143

Количество мест для руководителей практики – 6

Спасательных плотов типа ПСН – 20 шт х 20 чел

Запас пресной воды – 350 т



ПАРУСНО-УЧЕБНОЕ СУДНО “НАДЕЖДА” - историческая справка.


История Российского флота знает несколько парусных судов с названием “Надежда”. В этом смысле современный фрегат “Надежда” является продолжением жизни парусников, которые славно трудились в Российском флоте и оставили о себе добрую память: как первое учебное парусное судно в России, как первое Российское судно совершившее кругосветное плавание, как судно чьим именем названы проливы, мысы, остров. В истории флота мало найдется судов с такой богатой историей, судов которые так исправно служили своему Отечеству, оставив свой след и в военном деле и в науке.

Вскоре после вступления на российский престол Екатерина II говорила: “У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков”. По инициативе императрицы были приняты неотложные меры для возрождения флота в духе Петра Великого. Одной из них была реорганизация обучения кадетов морского корпуса.

21 июня (2 июля) 1764 года Адмиралтейств-коллегия постановила: “Для обучения гардемарин и кадетов содержать при корпусе трехмачтовую яхту, которую построить и снабдить всеми потребностями”. Сомнений нет, что постройка судна состоялась, так как на постановлении категоричная резолюция Екатерины II: “Быть по сему!”

Трехмачтовый десятипушечный фрегат “Надежда” был заложен на верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 23 декабря 1765 года (3 января 1766 года), на воду спущен 4(15) июня 1766 года. Строителем фрегата был известный корабельный мастер Ламбе Ямес. Основные размерения судна: длина между перпендикулярами 23,77 м, ширина без досок обшивки 6,71 м, высота борта 3,1 м, глубина трюма 2,82 м, средняя осадка 2,34 м, водоизмещение 270 т, площадь основных парусов 445 м. Экипаж состоял из 28 человек, из них 17 матросов. Фрегат мог принимать на борт 25 кадетов. Плавал он в районе Финского залива. Однако из-за недостаточной выдержки строительного леса век судна был недолгим – в 1774 году корабль был “разобран по ветхости”.

В истории Российского флота фрегат “Надежда” навсегда остался как первое отечественное учебное судно специальной постройки Через 7 лет после спуска на воду, т.е. в 1774 году фрегат закончил свою судьбу в Кронштадте.

15 марта 1845 года на Охтинской верфи в Петербурге был спущен на воду 24 - пушечный фрегат пополнивший флот и семью учебных парусных судов Морского кадетского корпуса. Фрегат был поименован “Надежда”. На церемонии спуска судна присутствовал император Николай I, великий князь Константин с супругой, начальник главного морского штаба, генерал-гидрограф и прочие важные лица и адмиралы. Экипаж фрегата состоял из 188 человек, в том числе включал 75 практикантов. На фрегате как на учебном судне имелся увеличенный комплект навигационных инструментов и оборудования. Для желающих приобщиться к тайнам одной из самых морских наук – навигации – препятствий не чинилось.

Один из самых известных в Российской истории парусного флота 3-х мачтовый шлюп Российско – Американской компании (РАК) “Надежда”, флагман первой русской кругосветной экспедиции, был куплен в Англии в 1803 году Ю.Ф. Лисянским и И.С. Разумовым под названием “Леандер”. Совершив 12 дневный переход, 26 мая прибыл из Портсмута в Кронштадт с английским экипажем на борту вместе со шлюпом “Нева” под конвоем английского шлюпа “София”. 26 июля “Надежда” под командованием капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштейна вместе с “Невой” вышла из Кронштадта с целью доставки грузов (РАК) на Камчатку и первого русского посольства в Японию.

Плавание проходило по маршруту Копенгаген – М. Горн – Камчатка – Сахалин – Курильские острова – Камчатка – М. Доброй Надежды – Копенгаген, Санкт - Петербург. Часть пути “Надежда” прошла вместе с “Невой”. 7 августа 1806 года, завершив кругосветное плавание “Надежда” вернулась в Кронштадт, проведя в плавании 3 года и 12 дней. В плавании на “Надежде” участвовал лейтенант М.И. Ротманов и мичман Ф.Ф. Белленсгаузен. Экспедиция на “Надежде” значительно обогатила науку: были сделаны важнейшие географические открытия, собраны уникальные коллекции, проведены обширные гидрографические и астрономические работы. Осенью 1808 года “Надежда” была зафрахтована североамериканским купцом Д. Мартином для перевозки товаров РАК из Кронштадта в Нью-Йорк, во время плавания “Надежду” в декабре 1808 года затерло льдами у берегов Дании и она погибла.

В честь фрегата “Надежда” назван залив и пролив в Охотском море, 4 мыса в Японском море и Татарском проливе, остров в Тихом океане. Фрегат имел водоизмещение 430 тонн, экипаж 58 человек, вооружение 16 пушек.

Современное учебное парусное судно “Надежда” построено в Гданьске под надзором Польского Регистра в 1992 году. Фрегат имеет полное парусное вооружение. В Польше были построены однотипные суда: “Дар Млодзежи”, “Дружба” для г. Одессы, “Мир” для г. Ленинграда, “Херсон” для г. Херсона, “Паллада” для Дальрыбвтуза г. Владивосток и “Надежда” для Дальневосточной Государственной Морской Академии г. Владивосток (ныне Морской Государственный Университет им. Г.И. Невельского).

В настоящее время фрегат продолжает славные традиции своих предшественников и используется как парусное учебное судно и как научно - исследовательское судно.


© 2003-2004 МГУ имени адм. Г.И. Невельского