14 октября 2014 года
Кому улыбнется Фортуна?

9 октября в МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялась презентация нового проекта Центра патриотического воспитания «Капитанский час».

Этот проект был задуман сотрудниками управления воспитательной работы Морского университета как начало новой традиции: ежегодных встреч судоводителей-первокурсников с капитанами дальнего плавания, прославленными ветеранами отечественного флота.

На встречу с курсантами судоводительского факультета и морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского пришли опытнейшие моряки, настоящие мастера своего дела (а капитан, как известно, по-английски – master): Вадим Иванович Абоносимов – легендарный капитан-полярник, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Владивостока, Николай Романович Чепцов – капитан дальнего плавания, проректор Морского университета по конвенционной и морской подготовке, доктор транспорта, вице-президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, Геннадий Антонович Воронин – капитан дальнего плавания, действительный член Русского географического общества, Почетный работник морского флота, заместитель начальника Центра патриотического воспитания Морского университета, Руслан Акрамович Зайнигабдинов, капитан дальнего плавания, ветеран Дальневосточного морского пароходства.

Поэтическое вступление к разговору о морской профессии с первых минут перекинуло мост между поколениями, одновременно обозначив огромную дистанцию от книг и фильмов о море до реального капитанского мостика. Курсант Морского колледжа Максим Чернюк прочитал балладу Николая Гумилёва «Капитаны», пронизанную пиратской средневековой романтикой. Геннадий Антонович Воронин ответил ему стихотворением «SOS» своего учителя и коллеги, замечательного капитана Михаила Соболевского.

- Наш морской вуз за свою историю подготовил десятки тысяч моряков, в том числе сотни капитанов. И все они когда-то были такими же курсантами, как вы: ходили на построения, стояли в нарядах, проходили суровую школу «оморячивания». Сегодня у вас, ребята, есть возможность задать капитанам любой вопрос о профессии. Спрашивайте, слушайте, думайте и решайте: правильный ли выбор вы сделали, - обратилась к первокурсникам ведущая Галина Якунина.

В разговоре приняли участие не только курсанты, но и преподаватели. Вопросы были самые разные. Как учились на штурмана раньше? Почему английский язык необходим судоводителю? Может ли девушка стать капитаном? Какими качествами должен обладать настоящий капитан?

Ответы были неспешные, взвешенные, полные примеров из жизни, воспоминаний и профессиональных советов.

- Сейчас, пока есть возможность, учитесь всему, - делился опытом В.И. Абоносимов, выпускник Ленинградского высшего арктического морского училища. – Учитесь профессионально владеть английским и хорошо танцевать, читайте художественные книги, ходите в театры и на выставки, занимайтесь спортом. Морю нужны не только специалисты – ему нужны личности.

К слову, сам Вадим Иванович – автор интереснейших книг воспоминаний «За полярной звездой» и «Так держать, капитан!», написанных живо, ярко и увлекательно. Капитан Абоносимов уже дал согласие стать в ближайшее время гостем Литературной кают-компании Морского университета.

Николай Романович Чепцов, имеющий два высших образования, полностью поддержал своего коллегу, добавив, что самодисциплина и внутренняя, духовная «остойчивость» необходимы любому профессиональному моряку и в первую очередь – капитану. Не секрет, что учиться морскому делу всегда было трудно. Слова Виктора Панова, первого заведующего Александровскими мореходными классами, следует знать наизусть каждому курсанту: «Помните: в морском деле, как ни в каком другом, много званых, да мало избранных».

Время, когда учились нынешние ветераны флота, было трудным, послевоенным. Ещё не остыли воспоминания о второй мировой войне, ещё не разминировали  подходы к порту Владивосток. Двадцать пять судов Дальневосточного морского пароходства погибло за годы Отечественной войны. Их расстреливали вражеские самолеты и топили подводные лодки. Торговым судам нелегко было уцелеть, а тем более - дать отпор противнику. И всё-таки они сражались. В Дальневосточном морском пароходстве был капитан, перед которым вставали все иностранные коллеги в Гонконге, Сингапуре, Австралии. Это наш выпускник Николай Малахов. О том, как его старый тихоходный пароход «Уэлен» потопил подводную лодку, рассказал курсантам Геннадий Воронин.

Случаи из морской практики, которыми делилисьв течение «Капитанского часа» ship master’s, не могли не поразить воображение. Проводки судов во льдах Арктики и Антарктиды, океанские шторма и внезапные аварии всегда требуют от моряков  высочайшего профессионализма, максимальной душевной концентрации и личной смелости. Затаив дыхание, первокурсники слушали рассказы Чепцова и Абоносимова, Зайнигабдинова и Воронина, пытаясь «примерить» ситуации на себя.

Час пролетел как одна минута. Разговор продолжался бы ещё долго, но регламент – это тоже один из обязательных моментов морской дисциплины. В завершение встречи провели шуточный розыгрыш. Не секрет, что моряки – народ суеверный и даже самые опытные и хладнокровные из них верят в Фортуну, богиню удачи. 

- Сегодня никто не может сказать, кто из вас, ребята, станет капитаном, как сложится ваша судьба в дальнейшем. Но почему бы не спросить Фортуну? – улыбнулась ведущая, складывая в настоящую капитанскую фуражку десятки туго свернутых бумажных полосок.  - Вот в этой фуражке - записки с вашими именами и фамилиями. Сейчас каждый из капитанов возьмёт наугад одну из них и назовет имя своего «крестника». Тот, кого назвали,  обменяется с ним рукопожатием и сфотографируется на память. Пройдут годы, и мы проверим, права ли была Фортуна.

Удача улыбнулась четверым курсантам, один из которых представлял судоводительский факультет, а трое – морской колледж. Сохраним их имена для истории: Владислав Дереглазов, Евгений Муратов, Александр Шевчук и Евгений Шпунтов. 

Станут ли они капитанами – покажет время. А пока первый капитанский час состоялся и его участники сфотографировались на память…

Галина Якунина,
Центр патриотического воспитания УВР

14 октября 2014 года