14 ноября 2014 года
Качество образования в вузе – это вопрос национальной безопасности

С 11 по 13 ноября в МГУ им. адм. Г.И. Невельского прошла XXXVIII Международная научно-методическая конференция «Проблемы качества образования».

В работе конференции приняли участие, выступили с докладами и прислали свои статьи представители профессорско-преподавательского состава вузов Владивостока и Приморья, сотрудники институтов ДВО РАН. Началась конференция пленарным заседанием, а в последующие дни работа продолжилась по пяти секциям.

Пленарное заседание конференции открыл вступительным словом председатель, проректор по учебной работе В.И. Алексеев, который пожелал всем плодотворной работы.

Первым представил свой доклад «Об «эффективных» и «неэффективных» образовательных программах в вузе» директор Института экономики и управления на транспорте А.И. Фисенко. Он отметил, что в современных условиях одним из главных показателей функционирования и развития вуза является эффективность реализуемых им основных образовательных программ (ООП). Он обратил внимание на проблему, которая увеличивает потери вуза. Речь шла о тех ООП, на которые набирается недостаточное для рентабельности обучения число студентов (иногда всего 8-10 человек, а то и 3-5 человек!). А.И. Фисенко предложил пути решения этой проблемы. На его взгляд необходимо использовать как финансово-экономические, так и организационно-административные методы воздействия. Нужно реструктурировать систему управления ООП вплоть до полного прекращения обучения по убыточной; прогнозировать действительные потребности в обучении по новым и имеющимся ООП; морально и материально стимулировать сотрудников тех ООП, которые несут основную финансовую нагрузку по обеспечению «переходного периода» на эффективные ООП.

Интересные цифры привел в докладе «Проблемы эффективности и качества современного высшего образования в России и на Дальнем Востоке в контексте реализации государственной комплексной программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.» и обеспечения национальной безопасности» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов ДВО РАН В.Г. Макаренко. Оказывается, согласно рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает первое место, как страна с наибольшим распространением высшего образования, на втором – Канада, на третьем – Япония. Но при этом констатируется, что качество образования отстает от международных стандартов. Как полагают дальневосточные экономисты, сейчас у студентов и преподавателей вузов дальневосточного региона нет надлежащей мотивации к повышению академической успеваемости и получению высоких результатов обучения. У преподавателей – из-за высоких учебных нагрузок и низкой оплаты труда, у студентов – из-за маленькой стипендии и отсутствия гарантированного трудоустройства. Наблюдается стремление выпускников к поиску работы за рубежом, даже на рабочие специальности.

В заключение выступления В.Г. Макаренко отметил актуальность и важность темы данной конференции, которую организует и проводит лишь МГУ им. адм. Г.И. Невельского и высказал пожелание продолжить ее проведение и в будущем.

О когниктивно-стилевом подходе в системе инновационного высшего образования доложила на пленарном заседании конференции профессор кафедры педагогики и психологии развития Морского гуманитарного института Морского университета В.И. Пузько. В частности, она предложила преподавателям вуза  обращаться в научно-исследовательскую лабораторию морской психологии для тестирования студентов или курсантов по принципу: теоретики, активисты, мыслители и практики. Эти данные, подсказала В.И. Пузько, помогут повысить качество работы преподавателя с обучающимися.

Директор Морского гуманитарного института Г.Н. Домбраускене посвятила свое выступление гуманитарному образовательному ресурсу в формировании имиджа морского вуза. Она отметила, что морские вузы обладают рядом преимуществ, ведь Россия – морская держава, и освоение морских путей составляет славные страницы отечественной истории. Российский моряк должен продолжать славные традиции  русского флота: знать иностранные языки, владеть культурой речи, общения и этикета, знать и ценить отечественную культуру и ориентироваться в мировом культурном пространстве. Формированию именно таких компетенций служит гуманитарный образовательный ресурс, включающий учебные дисциплины и внеучебные творческие формы деятельности.

С тонкостями подготовки документов по лицензированию образовательной деятельности познакомил участников конференции доцент кафедры ТОРС С.В. Ворохобин.

Во время работы секции «Инновационные подходы в образовательном процессе» прозвучали доклады сотрудников Морского университета: В.А. Петрова «Применение учетных записей курсантов в локальной сети для обучения и контроля знаний»; И.И. Кисловой «Новое в законодательстве о дистанционном обучении»; Ю.Б. Стегостенко «Электронный учебный курс»; Д.А. Литошенко «Профессиональные курсы, как один из способов подготовки высококвалифицированных специалистов».

На секции «Техническое образование» были представлены доклады С.В. Щеголихина «Об изучении диаграмм состояния железо – цементит»; В.В. Тарасова «Формирование информационной базы данных по дисциплине «Материаловедение»; С.А. Горчакова «Анализ проведения интернет-экзамена»; З.И. Фещенко «Контроль знаний с использованием текстового иллюстрационного материала по кинематической схеме токарного станка»; С.Б. Малышко «Учебная практика в НОТЦ МГУ им. адм. Г.И. Невельского»; Т.Ф. Сутченко, Морской технологический колледж «Роль куратора в производственной практике. Технологии производственной практики».

Интересные доклады также были представлены на секции «Востоковедение, иностранные языки и традиции». Например, всем очень понравилось выступление Л.А. Кива и китайских студентов Сюн Кэ, Ван Минфэй, Ван Жуй «Сравнительный анализ русских и китайских пословиц». Им предложено выступить на встрече с курсантами Морской академии.

Много важных тем было раскрыто в докладах секций «Экономическое и гуманитарное образование» и «Актуальные проблемы образования в области физической культуры и спорта».

По итогам работы научно-методической конференции «Проблемы качества образования» будет подготовлен сборник. В него войдут все представленные статьи.

Информационный центр ОИУ МГУ

14 ноября 2014 года