2 декабря 2014 года
Плавательная практика: курсант Латышевский (часть 2)

Степан Латышевский, курсант 3 курса СВФ Морской академии – один из шести курсантов, которые проходили практику в MitsuiO.S.K. Lines (MOL). О том, чему практикант научился за четыре месяца, какие впечатления вынес из общения с членами интернационального экипажа, посещения портов разных стран, он рассказал в своих путевых записках.

Будни рейсов

За неделю мы побывали в четырех восточных городах США – Норфолк, Саваннах, Джексонвиль, Чарльстон. Работа на судне очень опасная, мы в этом убедились в Джексонвилле, когда один из американских рабочих (стивидор) разбил голову. Его после травмы с помощью крана спустили на берег и увезли на скорой медицинской помощи.

Поэтому в течение всей недели нас знакомили с техникой безопасности, со спасательным и противопожарным оборудованием, с основными принципами и спецификой работы на судне.

В конце недели в Чарльстоне прошла смена инструкторов. Нас покинул Станислав Турзин (кстати, выпускник нашего Морского университета, который работает 2 помощником капитана в компании MOL) и пришел новый очень опытный инструктор из Индии – Поннапа Конгера, который больше 40 лет стажа в море, 25 лет работы капитаном и семь лет работы инструктором. Забегу вперед и скажу, что он дал нам отличные знания и отличную судовую практику.

Через неделю мы пересекли Атлантический океан. Переход дался нелегко, каждый день смена часовых поясов, недосыпание и акклиматизация. Было очень тяжело засыпать и рано вставать, а после учиться весь день, не смыкая глаз. Нам повезло с погодой, все дни было солнце, не было сильной качки и сильных волн, не больше трех метров.

Гибралтар

Третьего июля судно прошло Гибралтарский пролив, разделяющий Африку и Евразию. Зашли в один из самых южных курортных городов Испании – Альхесирас. Это бункеровочный порт, который составляет конкуренцию Гибралтару, есть контейнерный терминал.

Из-за короткой стоянки в порту только одному курсанту удалось выйти в город. Он был очень впечатлен обычным провинциальным городом Испании и очаровательными испанскими девушками. 

Альхесирас – старинный город с богатой историей, красивыми  зданиями и памятниками. В нем можно встретить испанцев, англичан, французов, португальцев и представителей самых разных национальностей, которые стали коренными жителями этого города.

Особенность Альхесираса в том, что он граничит с полуостровом Гибралтар, расположен на противоположном берегу залива. Это одна из самых южных точек Европы. Здесь на скалистом участке южного побережья Пиренейского полуострова, на мысе Европа расположен город Гибралтар, находящийся под правлением Великобритании и имеющий очень важное экономическое и стратегическое значение.

Прошли знаменитым Суэцким каналом

За шесть дней мы прошли Средиземное море, вблизи берегов Марокко, Алжира, Туниса, Италии (острова Сицилия), Мальты, Ливии и оказались в Египте. Около Порт-Саида мы впервые участвовали в якорных операциях, увидели, как якорь весом 13 тонн падает в воду…

Через несколько часов в полночь, когда подошла наша очередь в конвое, мы зашли в Суэцкий канал. Удивительное сооружение, соединяющее Средиземное и Красное море, и разделяющее Африку и Евразию. Это кратчайший путь между Индийским океаном и Средиземным морем, который позволяет сэкономить почти 10 тысяч километров.

Длина Суэцкого канала – 162 километра. Прохождение канала составляет приблизительно 12 часов. Одновременно с каждой стороны движется 20-30 судов. С севера формируется два конвоя и один конвой с юга, которые расходятся в Большом Горьком Озере. Это очень удивительно, когда суда длиной от ста до четырехсот метров расходятся друг с другом на расстоянии всего в нескольких десятках метров. Здесь суда северного конвоя становятся на якорь с целью пропустить суда южного конвоя. Ширина канала между буями 180 метров, в случае аварийной ситуации может быть коллапс в транзите.

Проход через Суэцкий канал считается очень непростым и опасным для судов длиннее, чем 300 метров. Это сравнимо с движением автомобиля на льду, для чего необходимо обладать хорошим опытом вождения и отличными знаниями.

Перед заходом в порт, канал или при сложных морских условиях на борт поднимаются лоцман (pilot). Обязательно, независимо от наличия судового прожектора, при прохождении Суэцкого канала на борт судна поднимаются еще и электрик (electrician), который включает специальный прожектор в тёмное время суток, и несколько человек как минимум с двумя лодками, которые должны в экстренной ситуации пришвартовать судно к берегу.

Чаще всего лодочники сидят на судне без дела, поэтому они привозят с собой для продажи много вещей и сувениров. Признаться, у нас после первого прохода через Суэцкий канал сложилось не очень приятное впечатление об арабах. Они показались нам очень наглыми, любят говорить, как они любят русских, а потом тут же говорят обратное…

У нас на судне офицерский состав состоял из японцев, которые очень доброжелательны к тем, кто поднимается на борт, поэтому египтяне любили просить у них сигареты, воду, мыло и многое другое. Возможно, такое поведение сложилось от того, что в Египте люди живут очень бедно, зарплата многих не превышает 400 долларов.

Нам приходилось арабов сопровождать по всему судну, чтобы кто-нибудь из них не «прихватил» какой-нибудь сувенир с судна…

Я был удивлен, когда увидел на улицах города Порт-Саид много автомобилей марки «Жигули», скорее всего они «бегают» здесь с тех пор, когда Советский Союз активно помогал Египту. А как непривычно было видеть на пляже девушек в черных хиджабах.

«Пиратские» вахты в Аденском заливе

Через 12 часов мы прошли Суэцкий канал и вышли в Суэцкий залив. Через четыре дня прошли вдоль берега Египта, восточных берегов Саудовской Аравии, Йемена, и вышли в Аденский залив, где началась пиратоопасная зона.

Перед заходом в Аденский залив на кормовой части судна была натянута колючая проволока и поставлены манекены в виде «чучела», потому что это самая низкая и уязвимая часть судна. Именно в этих частях пытаются залезать на борт пираты.

Несколько дней мы стояли пиратские вахты. В это время вахтенного посещает очень странное чувство, когда от берега к судну приближается моторная лодка на большой скорости, в которой находятся несколько человек. И ты не знаешь их намерений, не знаешь пираты ли это или обычные рыбаки…

Нам повезло, поскольку наше судно имеет высокий надводный борт, порядка 5-6 метров, и, может именно поэтому, мы избежали попыток нападения. Чаще всего пираты атакуют маленькие суда, танкеры или балкеры, идущие на небольшой скорости и имеющие низкие надводные борта, но, как правило, такие суда находятся под специальной военизированной охраной.

В Коломбо пройтись по берегу не удалось

Девятнадцатого июля мы зашли в бывший английский порт Коломбо, находящийся на берегу острова-государства Шри-Ланки. Коломбо – это один из крупнейших морских портов Южной Азии, богатый своими достопримечательностями, богатой историей, сувенирными лавками, уличными рынками и храмами. Также это один из центров буддизма, в котором находится множество храмов и монументов, посвященных этой религии. Так сложились обстоятельства, что произошла поломка крана в порту и из-за этого была задержка нашего подхода к причалу.

Мы пришвартовались на шесть часов позже положенного срока и из-за этого не смогли выйти в город, т.к. увольнение кадетов разрешено только до 22.00.

Всю ночь мы простояли на вахте, наблюдая за огнями большого города, находившегося всего лишь в нескольких сотнях метров от нашего судна. Мы видели мерцание огней, проезжающие автомобилей, блестящие стены небоскребов…

После месячного пребывания на судне очень хотелось выйти в город, развеяться, воспользоваться интернетом, чтобы посмотреть, где уже побывали твои одногруппники, и похвастаться своими фотографиями в «инстаграмме». Но все это, к сожалению, было за высоким забором, который мы не могли пересечь.

На следующий день в полдень, разгрузив и загрузив все контейнеры, мы отшвартовались и продолжили наше учебное плавание. Теперь мы держали курс на Сингапур.

Малаккские проливы – отличная навигационная практика

Прежде чем подошли к Сингапуру, нас ждало нелегкое испытание вдоль берегов Малайзии. Мы миновали оживленный район проливов Малаккского, Филипса и Сингапурского. Они соединяют Индийский и Тихий океан, по которому осуществляется связь между тремя наиболее населенными странами мира – Индией, Китаем и Индонезией.

Здесь каждый год проходит до 50 тысячи судов и до одной четвертой части всего товарооборота мира. Участок очень опасный для больших судов, которые ограничены в возможности маневрировать и именно поэтому здесь очень часто случаются столкновения. Пройдя несколько раз Малаккским проливом, мы получили колоссальный опыт и отличную навигационную практику прокладки маршрута, определения позиции судна по суше и береговым сооружениям и расхождения судов в узких условиях.

Продолжение следует…

Ознакомиться с первой частью плавательной практики курсанта С. Латышевского можно здесь

Степан Латышевский, курсант 3 курса СВФ Морской академии

2 декабря 2014 года