24 апреля 2015 года
Дальневосточные капитаны оценили риски регионального мореплавания

Круглый стол, организованный Дальневосточной ассоциацией морских капитанов, посвященный актуальным проблемам в области безопасности мореплавания, состоялся в Морском университете 23 апреля.

В обсуждении приняли участие эксперты отрасли — президент Дальневосточной ассоциацией морских капитанов П.И. Осичанский, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда В.И. Абоносимов, ректор университета С.А. Огай, проректор по морской и конвенционной подготовке Н.Р. Чепцов, начальник Морской академии В.Ф. Гаманов, начальник кафедры морского права В.А. Курбенков, профессора и научные сотрудники вуза, в прошлом — капитаны со стажем, сотрудники организованного в прошлом году Центра анализа и экспертизы катастроф, а также работающие капитаны и представители Ространснадзора.

Повестка дня включала три основных вопроса: статистика аварий, их классификация и причины; условия возникновения аварийных ситуаций и меры их предотвращения (в сравнении с зарубежным опытом); человеческий фактор и система подготовки кадров. Участники встречи проанализировали статистику аварий за последнее десятилетие и наиболее характерные случаи, включая недавнюю гибель траулера «Дальний Восток».

Как выяснилось, проблематику аварийности составляют следующие явления: недостаточная работа по профориентации молодежи (приводящая к появлению на флоте значительного процента немотивированных случайных людей), недостаточная включенность аналитики по аварийности в учебные курсы профобразования, низкая дисциплина и слабая мотивация экипажа на российских судах (в том числе кадетов), сравнительно низкие зарплаты моряков под флагом РФ, отсутствие регулярной и качественной подготовки по технике безопасности на судне, ослабленный контроль государственных инстанций за состоянием судна и работой экипажа, износ флота, неверные расчеты остойчивости, преобладание коммерческих интересов над соображениями безопасности, прямые нарушения норм и правил эксплуатации судов, нарушения трудового кодекса, проблемы в расследовании аварий, в том числе неясный порядок участия независимых экспертов.

По мнению ведущего круглого стола, президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов П.И. Осичанского, безопасность мореплавания в регионе остается одной из вопиющих проблем современной России, которая требует системного решения на всех уровнях, в первую очередь — федеральном и региональном. Что касается капитанов, экспертов ассоциации, профессоров и исследователей Морского университета, то они всегда открыты к сотрудничеству. 

Информационный центр ОИУ МГУ

24 апреля 2015 года