6 мая 2015 года
МГУ: история в лицах. К 125-летию морского образования.

Сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского продолжает публикацию интервью ветеранов Морского университета, которые были свидетелями и активными участниками развития морского образования в Приморье. Сегодня мы предоставляем слово Михаилу Александровичу Коршунову, заместителю начальника Морской академии.

Михаил Коршунов

о годах учёбы и приобщения к науке

- Михаил Александрович, когда Вы окончили ДВВИМУ?

- В 1971 году, судомеханический факультет.

- С красным дипломом?

- Да. После окончания мне предложили поступить в аспирантуру.

- Вы это предложение приняли?

- Принял. Через три года меня назначили начальником научно-исследовательского отдела, который затем был преобразован в научно-исследовательский сектор. На эту должность меня порекомендовал Грайр Артемьевич Меграбов. А ещё через девять лет я стал заместителем начальника училища по научной работе.

- Кто был Вашим предшественником на этой должности?

- Евгений Николаевич Малявин. А до него этот пост занимал Вячеслав Иванович Седых.

о наставниках

- Кого из своих преподавателей вспоминаете сегодня добрым словом?

- Многих. Преподавательский состав у нас был очень сильный. Большинство смело можно было назвать Учителями с большой буквы. На младших курсах высшую математику вела строгая и требовательная Валентина Ефимовна Лифанская. Практические занятия по физике - Сима Борисовна Лебединская, впоследствии она руководила кафедрой, и до сих пор продолжает плодотворно трудиться на кафедре физики в университете. Великолепные преподаватели были на кафедре теоретической механики - Феодосий Рафаилович Ниточкин, Борис Дмитриевич Пинчук, Геннадий Михайлович Боголепов. За этой кафедрой закрепилось название «весёлые ребята».

- Почему?

- Люди, которые там работали, были не только профессионалами высочайшего класса, но увлечёнными, заводными выдумщиками. Они ходили в походы на яхтах, занимались спортом, охотой, рыбалкой, привлекали курсантов к научным исследованиям, с ними никогда не было скучно. К тому  же все обладали прекрасным чувством юмора.

- Кто ещё запомнился?

- Очень многих преподавателей вспоминаю сегодня добрым словом. Виктор Павлович Шмельков и Петр Иванович Добрюк (фамилия, кстати, соответствовала его характеру)- вели у нас технологию материалов. Рюрик Корнилович Малышко и Александр Александрович Дутов – детали машин. Евгений Павлович Покромкин преподавал инженерную графику. Владимир Константинович Соколов  – основы этики. О нем хочется сказать особо. Это был образованнейший и эрудированнейший человек, очень интересный собеседник, общение с ним было ярким и запоминающимся. Фамилии можно называть и называть… Судовые ДВС у нас преподавали Герман Семенович Щукин и Владимир Никанорович Кучеров. Герман Семенович был превосходно образованным человеком, к тому же удивительно интеллигентным и безукоризненно воспитанным, с ним было очень интересно и приятно общаться. Владимир Никанорович пришёл в училище из ДВМП с должности старшего механика, приводил на занятиях с курсантами очень много интересных и поучительных примеров из своей практики. Для нас он был примером для подражания: грамотный механик, симпатичный, стройный, физически крепкий человек (он и сегодня такой), к тому же владелец машины «Волга», что в те времена равноценно было сегодняшнему «Мерседесу» последней модели. Безусловно, у всех наших курсантов в памяти остался преподаватель по электрооборудованию судов Осокин Борис Викторович. С удовольствием ходили на его лекции и ещё по одной причине. Он великолепно рассказывал анекдоты, и каждая его лекция заканчивалась каким-либо анекдотом, привязанным к электрической теме. Курсанты, которые пропустили его лекцию из-за  нарядов, всегда спрашивали товарищей: ну, что он сегодня рассказал?

о преподавательских «приколах»

- Можете припомнить забавные случаи из курсантской юности?

- Конечно. Вспоминается несколько моментов, связанных с именем Елия Андреевича Меньших, начальника кафедры физики. На первом занятии в лекционной аудитории, которая была заполнена полностью, поскольку пропуски занятий считались грубым нарушением дисциплины, Елий Андреевич подошёл к последнему ряду и негромко, но внушительно произнёс: «Кто у меня на последних рядах сидит, те экзамен не сдадут». После таких слов на следующем занятии началась у первокурсников гонка: все стремились занять места на первых рядах. Другой случай. У него был приоритетный учебник по физике, который он постоянно нам рекомендовал. Авторами его были Фриш и Тиморева. Поэтому за глаза курсанты стали звать Фришем и Еллия Андреевича. Это прозвище настолько закрепилось за ним, что один из первокурсников, оформляя задание по физике, на титульном листе так и написал: фамилия преподавателя - Фриш.

о сложных предметах и строгих преподавателях

- А какие предметы считались самыми сложными?

- Сопромат, например. Его вела у нас Таисия Георгиевна Друзь. Причем, объясняя какую-нибудь тему, она всегда чувствовала, понял курсант или нет. Однажды она  долго объясняла мне какой-то сложный для меня вопрос и когда, наконец, спросила: «Понятно?», - мне уже неудобно было признаться, что не совсем… Поэтому я сказал, что да, понял. Она посмотрела внимательно на меня и сказала: «Ладно, вижу, что не понял, давай по-другому попробуем». Но самым сложным предметом на первом курсе, в первом семестре для нас была логика, которую вёл Борис Александрович Воронцов, начальник судомеханического факультета. Для зачёта нужно было выполнить задание: расписать логические построения для какого-то понятия. Мне досталось понятие – «Точка». И нужно было придумать для этой точки модусы, силлогизмы и так далее. Жуть! Зачёт мы сдавали до глубокой ночи, сидя на полу в коридоре перед деканатом, который тогда располагался на 2-м этаже УК-1, на месте управления воспитательной работы. Но, пожалуй, больше других мне запомнился Алексей Павлович Кучерчук, он был преподавателем котельных установок на кафедре СПГТ и одновременно начальником научно-исследовательского отдела. Очень непросто было сдать ему курсовой проект по «котлам», одна из немногих «четвёрок» у меня в зачётке была как раз по этому курсовому. На этой же кафедре мне довелось на себе испытать требовательность и пунктуальность преподавателя Василия Дмитриевича Высочина при сдаче курсового проекта по турбинам. Он заставил переписать весь курсовой проект, так как неразборчиво были написаны буквы К и Н

- Действительно, жуть… Неужели все преподаватели были такими строгими?

- Не все, конечно. Но те, кто требовал от нас самого ответственного подхода к учебе, в итоге оказывались правы. Море не прощает ошибок.

о точке отсчёта  в развитии училищной науки

- Какой год, на Ваш взгляд, стал точкой отсчёта в развитии науки в ДВВИМУ? То, что высшее мореходное училище на Дальнем Востоке родилось 5 марта 1944 года, знают многие. А когда началось становление науки?

- На кафедрах, созданных после того как техникум преобразовали в училище, наукой стали заниматься практически сразу. Ну а на более серьёзный уровень она вышла уже в 60-х годах, когда в училищах были организованы научные отделы.

о роли Г.А. Меграбова в развитии науки и материальной базы ДВВИМУ

- Кто был инициатором их создания?

- Меграбов, конечно. Его вклад в становление научной работы в нашем вузе трудно переоценить. Удивительный человек и уникальная личность. Можно сказать без преувеличения – это был государственный человек. Много лет он возглавлял созданную им кафедру «Технология и организация судоремонта». Такой кафедры в нашей стране до него не было. Под руководством Меграбова опять же впервые в СССР начали подготовку инженеров-судоремонтников, а в 1968 году была открыта аспирантура по технологии и организации судоремонта и создана соответствующая школа. Меграбов много лет был заместителем начальника ДВВИМУ по учебной, а затем – по научной работе. При этом на его плечи была возложена ответственность за развитие материально-технической базы училища. И он справлялся! По инициативе Меграбова методом народной стройки возводились учебные корпуса, общежития, бассейн, столовая… Вот и создание научно-исследовательского отдела – тоже было его идеей, которую поддержал Анатолий Степанович Фролов, начальник училища.

о научно-исследовательских отделах

-  В научно-исследовательские отделы входили только преподаватели или курсанты тоже?

- Эти отделы были созданы для того, чтобы выполнять хоздоговорные работы по заказу предприятий и организаций морского транспорта, в том числе по планам НИР ММФ СССР. Эти работы выполняли преподаватели кафедр, штатные научные сотрудники и курсанты тоже.

Одним из первых направлений таких работ на судоводительском факультете стало управление судном. На судомеханическом, соответственно – теория устройства судна, судоремонт, эксплуатация судовых энергетических установок. Организация управления работы на морском транспорте – на факультете УМТ и так далее. Кафедрой «Управление морским транспортом» много лет заведовал Фролов.

о первых докторах наук в ДВВИМУ

- А кто из наших ученых первым защитил докторскую диссертацию?

- Валентин Эммануилович Магула. Он прибыл к нам из Одессы и организовал при училище научную школу по мягким оболочкам, крупнейшую в СССР. Она плодотворно работает много лет, по этому направлению защищено более 30 кандидатских и около 10 докторских диссертаций. Сам Валентин Эммануилович защитил кандидатскую диссертацию ещё в пятидесятых годах, а в 1966 году стал первым доктором технических наук в ДВВИМУ. Вслед за ним защитился А.С. Фролов.

об учёных-первопроходцах

- Назовите имена наших учёных-первопроходцев, которые активно работали в те далёкие годы.

- Сначала я назову научные школы, которые были тогда созданы. Про школу мягкооболочечников я уже упоминал, это была одна из первых научных школ. У её основ стояли Валентин Эммануилович Магула, Борис Иванович Друзь, Анатолий Иванович Азовцев. Существенный рост научных исследований произошёл в 70-е годы, и тогда же начали активно формироваться новые научные направления и научные школы. Очень востребованным и эффективным оказалось направление по снижению теплонапряжённости цилиндро-поршневой группы, создателем которой был Герман Семенович Щукин, затем это направление возглавил его помощник Владимир Никанорович Кучеров, который являлся признанным авторитетом в этой области и в рабочих процессах судовых дизелей. Я также много лет работал вместе с ними по этому направлению. Эта работа - пример удачного внедрения научных разработок в производство, так как судоремонтные заводы изготавливали модернизированные втулки по нашей технологии для судовых дизелей Зульцер, установленных на танкерах типа «Интернационал» (ПМП) и «Лисичанск» (НМП). Геннадий Петрович Кича основал Дальневосточную школу судовой химмотологии. Под его руководством защитились десятки наших ученых, в том числе – несколько человек стали докторами наук. Нельзя не упомянуть Василия Васильевича Коновалова. Он стал основателем кафедры «Технические средства судовождения». Впоследствии она разделилась на три отдельные кафедры, и Василий Васильевич много лет руководил одной из них – РНПС, «Радионавигационные приборы и системы». Под его руководством разрабатывались первые тренажёры по управлению судном, в частности тренажёр ночного расхождения. Анатолий Данилович Москаленко – автор принципиально нового способа подъема затонувших судов и способов защиты от смещения насыпных грузов. Имена можно называть и называть…

о хорошем наследстве

- Давайте поговорим о 80-х годах, когда Вас назначили заместителем начальника ДВВИМУ по науке. С чего Вы начали свою деятельность?

- Мне досталось хорошее наследство.  Практически ничего не надо было переделывать, только сохранять и преумножать. Я продолжал то, что было наработано годами и десятилетиями. Бурное развитие науки и становление научных школ потребовало коренного пересмотра организации научно-исследовательских работ, а главное - их внедрения. Необходимо было отладить цепочку: исследование - опытный образец – внедрение. Была проделана очень серьёзная работа в этом направлении, потребовавшая немало усилий, так как любую реорганизацию надо было «пробивать» в Минморфлоте. Сегодня это смешно звучит, но были лимиты на объём НИР и ФОТ. Мы  выполнили бы гораздо больше работ, которые просили у нас предприятия, но не могли сделать этого, поскольку выбрали лимит…

о реорганизации науки в училище

- То есть, ломать ничего не пришлось, только улучшать?

- Я видел свою задачу именно в этом. Организационная и структурная реорганизация науки в училище, конечно, была. Мы не стояли на месте. Как я уже говорил, научно-исследовательский отдел был преобразован в 1978 году в сектор (НИС), в котором были созданы научно-технический информационный центр, им руководила А.В. Игнатенко, патентный отдел (руководитель - В.Т. Боровой), лаборатория метрологии (Тимур Александрович Каменев, который и сегодня руководит этим направлением), конструкторское бюро (Владимир Захарович Корона), группа стандартизации, отдел оформления НИР, планово-производственный отдел, лаборатория коммерческой информации, отраслевая лаборатория охраны труда, объекты работы которой располагались от Посьета до Провидения. Ну а главным итогом этой реорганизации стало преобразование учебно-производственных мастерских в опытно-экспериментальное предприятие (ОЭП), многолетним руководителем которого был А.И. Пономаренко. В ОЭП был образован радиомонтажный участок. Таким образом, завершилось создание вышеупомянутой цепочки, что позволило существенно повысить эффективность училищной науки и доводить до внедрения многие разработки училища.

- А курсанты участвовали в научной работе ДВВИМУ?

- Конечно. Я уже упоминал, что активное участие в НИР принимали курсанты, работы которых отмечались на зональных и краевых студенческих выставках-смотрах. Так, например, по линии НИРК со мной работали на экспериментальной установке курсанты Александр Юзов и Сергей Ворохобин, которые сегодня являются ведущими преподавателями на кафедре судоремонта. Мой дипломник, собравший хороший материал на танкерах, стал моим соавтором статьи. В последующем он стал механиком-наставником в ПМП.

о новых именах в науке 80-х.

- В 80-е годы, во время Вашей работы появились новые имена в училищной науке?

- На кафедре управления и технической эксплуатации судна – это Письменный Михаил Никитович. На кафедре управления морским транспортом – Анатолий Васильевич Степанец, возглавивший после Фролова научную школу по повышению эффективности работы портов. На кафедре ТСС – Борис Георгиевич Абрамович, направление которого возглавил доктор наук В.В. Завьялов. Владимир Михайлович Лобастов, он - уникальный специалист по электронным картографическим навигационно-информационным системам. О Коновалове, Азовцеве, Друзе я уже говорил. Все они работали достаточно успешно. Продолжала развиваться кафедра технологии и организации судоремонта, которой много лет посвятил Вячеслав Иванович Седых, после него это направление возглавил его ученик Лев Борисович Леонтьев, успешно защитивший докторскую диссертацию. Школа мягкооболочечников пополнилась в те годы молодыми перспективными учеными, среди которых я в первую очередь назвал бы Сергея Алексеевича Огая. Школа химмотологии тоже развивалась под руководством Геннадия Петровича Кича и пополнялась представителями молодой смены, например, Андреем Вениаминовичем Надежкиным, который, кстати, совсем недавно стал доктором наук. Еще необходимо упомянуть школу по эксплуатации специальных систем танкеров Николая Михайловича Подволоцкого. Авторитет этой школы подтверждается выполнением заказов ведущих конструкторских бюро, занимающихся проектированием танкеров. Это ЦКБ Балтсудопроект (Ленинград), ЦКБ Изумруд (Херсон). На базе ДВВИМУ регулярно проводились Всесоюзные научные конференции, в которых участвовали ведущие специалисты в этой области. Сегодня Подволоцкий работает в Петербурге. На электромеханическом факультете главная сфера исследований – электродвижение судов, повышение эффективности работы электроустановок. Здесь корифеи – Владимир Федорович Верёвкин и Петр Михайлович Радченко. Работы по заказу Балтийского завода, выполняемые на кафедре СКТУ под руководством Олега Михайловича Коршунова, позволили получить с завода новый котёл и смонтировать его в лаборатории кафедры, где он используется и сегодня на практических занятиях.

о перестроечных годах

- В перестроечные годы, когда трудно было сохранить научное ядро вуза, развитие науки продолжалось?

- Вначале трудностей мы не испытывали, они начались в конце 80-х. Начался распад советской системы образования… Но наука в училище развивалась, хотя сильно сократились работы по заказу Министерства морского флота. Дальневосточному пароходству тоже стало не до научных исследований, оно боролось за выживание. Но научные школы не прекратили существование, благодаря энтузиазму своих руководителей и участников. Госбюджетные исследования продолжались, хотя финансирование становилось всё более скудным. И сегодня работа с министерством продолжается, хотя объёмы, конечно, совсем не те, что раньше.

- Но, тем не менее, каждый год у нас появляются молодые, талантливые, увлеченные наукой ребята. Они идут в аспирантуру, защищают диссертации… Кого из них Вы назвали бы в первую очередь?

- Молодые – это понятие относительное. Сегодня вопрос о преемственности в нашей науке стоит, к сожалению, остро. Даже в советские времена  было сложно заманить в аспирантуру выпускников плавательных специальностей и моряков из-за большой потери в зарплате, что получило ещё больший разрыв в наши дни. Не говоря естественно о сегодняшних днях.  К тому же самое печальное то, что наши разработки не имеют возможности продвигаться. Ну а самая главная проблема в развитии НИР по техническим специальностям – это конечно устаревшая материально-техническая база. Счастливым исключением здесь является только лаборатория химмотологии.

о людях увлечённых

- Кто из коллег Вам запомнился за долгие годы работы в нашем вузе, оставил наиболее яркие воспоминания?

- В первую очередь – Меграбов, о нём я уже говорил. Грайр Артемьевич был очень интересным рассказчиком, а при случае мог и лезгинку станцевать. И ещё один человек такого масштаба – Вячеслав Иванович Седых. Его энергия, оптимизм, умение найти подход к любому человеку, доброжелательность и, особенно, работоспособность - поражали. Вообще среди наших учёных было много интересных, увлечённых людей. Причем, увлечённых не только наукой. Анатолий Степанович Фролов прекрасно играл в шахматы, был хорошим музыкантом, принимал участие в постановках училищных спектаклей. Училищный курсантский хор, созданный по его инициативе, занимал призовые места на смотрах художественной самодеятельности, а курсантский духовой оркестр, в котором я играл, исполнял на смотрах отрывки из классических произведений. Как сейчас помню: марш и хор из оперы Гуно «Фауст».

- Интересная деталь… К слову, музыку любил не только Фролов, но и Гаврюк.

- Да, Михаил Иванович Гаврюк, который возглавил ДВВИМУ после Фролова, был меломаном и сам любил петь. Думаю, нельзя не сказать о таких важных моментах в жизни училища как сплочённость коллектива, корпоративный дух, о котором так много сегодня говорится. Тридцать лет назад всё это обстояло гораздо лучше и проще. Во-первых, коллектив был небольшой, все друг друга хорошо знали и постоянно общались по проблемам подготовки специалистов, потому что обучающимися были только курсанты, независимо от специальности тесно связанные общей производственной цепочкой «Судно-Порт-СРЗ». А во-вторых, было очень много общения и в неформальной обстановке: праздники, коллективный отдых и коллективные работы на селе. Под эгидой профсоюза осуществлялись коллективные выезды для отдыха на природу, на море, в тайгу за шишками, на зимнюю рыбалку: рейдовые катера ходили на остров Русский, а портовый ледокол, который стоял всю зиму возле нефтебазы на Первой Речке, ближе к весне начинал ходить на остров Попова. В Посьет на зимнюю рыбалку ездили сначала в утеплённой будке в кузове автомашины ЗИЛ-130, а когда разбогатели - на автобусе. От Раздольного до Посьета тогда было 200 км. Грунтовой дороги! На этой же машине ездили в тайгу за шишками.

- А летом – на катерах…

- Верно. На летнюю рыбалку мы ходили на профсоюзном катере, переоборудованном на базе большого мотобота. Ремонт, подготовка к навигации проводилась силами энтузиастов, руководил которыми Борис Абрамович - капитан катера и начальник кафедры ТСС. Здесь же на водной станции были небольшие деревянные лодки, распределённые между подразделениями училища, на которых можно было в любое время порыбачить в бухте Фёдорова. Ловили камбалу и краснопёрку прямо напротив водной станции.

- У нас в училище было очень сплоченное сообщество рыбаков…

- И охотников тоже. С ними у меня много интересных воспоминаний связано. Училищный коллектив охотников и рыбаков бессменно возглавлял его председатель, начальник факультета УМТ Василий Петрович Шматалюк, настоящий фанат этих видов отдыха. Были у нас коллективные выезды на открытие зимней охоты в Кравцовку и на Хасан, в том числе для проведения патрулирования, во время которого приходилось задерживать браконьеров. Постоянно устраивались соревнования по зимней рыбалке и стрельбе на стенде. Был интересный случай, когда асы-охотники впустую лазили по сопкам и ничего не добыли, а приехавший первый раз на охоту с каким-то стареньким ружьишком молодой неопытный охотник А.И. Маслянко (преподаватель кафедры СПГТ) добыл кабана, посрамив всех суперпрофессионалов. Таких «охотничьих» историй великое множество.

об «охотничьих» историях

- Можете рассказать еще одну из них?

- Постоянный костяк нашего коллектива – это уже названные выше Дутов, Осокин, Меньших и Юрий Бочкарёв, начальник отраслевой лаборатории охраны труда. У меня сохранилась фотография, когда я заснял Елия Меньших отдыхающим на траве после утренней зорьки, положив полено под голову. Постоянным оппонентом у него на охоте был Александр Дутов, великолепнейший лектор с густым мощным баритоном, который вел у нас занятия по ТММ. Свой уникальный баритон он охотно демонстрировал у костра, исполняя романсы и отрывки из арий, самой любимой из которых была ария князя Игоря. Запомнилась одна история. Однажды на наш бивуак налетела шальная стайка гусей. Ближе всех к ружьям оказались Дутов и Меньших. Выстрелили они одновременно и один гусь оказался на земле. И вот начался громкий спор, чей это трофей: фальцет Елия Андреевича и баритон Александра Александровича разносились на всю округу. Василий Петрович Шматалюк, как руководитель нашего коллектива, подошёл к ним и сказал: не спорьте, если патроны были заряжены разным номером дроби, то вскрытие покажет… Так оно и оказалось. Криминалистическая экспертиза показала, что гусь добыт все-таки Дутовым.

об энтузиазме

- Известно, что многие преподаватели нашего училища были настоящими мастерами и энтузиастами своего дела: не считаясь с личным временем, создавали с нуля кабинеты и лаборатории, ходили с курсантами в походы на ялах, занимались с ними научной работой…

- Да, так и было. Вспоминаю нашего ветерана Владимира Яковлевича Щегельского (когда он был уже в зрелых годах, курсанты стали звать его «Дед Морозко»). Благодаря его энтузиазму  (а у нас, действительно, почти все в училище делалось на энтузиазме), с привлечением курсантов и заочников была создана лаборатория СХУ с действующим оборудованием, которая и поныне существует в первозданном виде. Она актуальна и используется до сих пор на практических занятиях. Владимир Яковлевич и после окончания училища продолжал быть моим учителем, он предложил мне как аспиранту проводить с ним практические и лабораторные занятия. Я согласился, у меня это получилось, и в дальнейшем я стал преподавать эту дисциплину вместе с ним, хотя аспирантом был на кафедре СДВС. Для этого ещё раз посетил почти все его лекции, тщательно всё законспектировал и этот конспект у меня до сих пор хранится. Ещё запомнился Василий Петрович Шматалюк. Он был начальником факультета УМТ – управления морским транспортом и председателем училищного коллектива охотников и рыбаков. Сергей Дарькин, будущий губернатор, одно время работал у него замполитом. Василий Петрович создал на факультете лабораторию коммерческой информации. Это было очень интересное и востребованное направление, дающее подробную информацию о состоянии мирового морского транспорта и экономики его развития, которая готовилась на основе зарубежных источников, доступ к которым в те времена был весьма непростым делом.

о крылатых фразах

- В нашем училище нередко рождались крылатые фразы, которые передавались из поколения в поколение. Например, знаменитое изречение Меграбова «Назад ходу нет». А Вам запомнились какие-то фразы Ваших преподавателей и коллег?

- На кафедре СДВС термодинамику у нас вёл Николай Илларионович Хоменко, добрейший человек. Его крылатую фразу и сегодня употребляют в разговоре некоторые ветераны: «Будем поддерживать». Когда в коридоре или где-то в пути я встречался с Николаем Илларионовичем, отвечал, да уже встречались, то он говорил: «Ну, всё равно, будем поддерживать», - и жал руку. Потом мы с ним вместе занимались деятельностью народной дружины училища: я был председателем штаба, а он моим помощником. Ещё у нас преподавал Леонид  Дмитриевич Русаленко, который был заместителем начальника ДВМП по охране труда и технике безопасности. Каждое из его занятий сопровождалось многоочисленными примерами из практики расследования несчастных случаев. А его фраза: «Правила техники безопасности пишутся кровью пострадавших», - навсегда отложилась в памяти…

Галина Якунина,
Центр патриотического воспитания УВР
ведущий специалист ЦПВ УВР

6 мая 2015 года