9 ноября 2015 года
МГУ: история в лицах. К 125-летию морского образования.

Сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского продолжает публикацию интервью ветеранов Морского университета, которые были свидетелями и активными участниками развития морского образования в Приморье. Сегодня мы предоставляем слово ректору Морского университета Сергею Алексеевичу Огаю.

Сергей Огай

о семейном совете и качестве советского образования

- Сергей Алексеевич, Вы приехали во Владивосток из Совгавани, морского города-порта. Отец у Вас инженер-кораблестроитель. Логично, что Вы выбрали море. Но чем было продиктовано решение поступать на судомеханический факультет, а не, скажем, на судоводительский? Тем более что во Владивосток Вы отправились вместе с Александром Яцкевичем, Вашим одноклассником и будущим известным капитаном?

- Да, выбор был сделан в Совгавани. Когда встал вопрос, куда мне пойти учиться, на семейном совете рассматривали два варианта: кораблестроительный факультет в Дальневосточном политехническом институте и судомеханический в ДВВИМУ. С учётом того, что у меня были друзья и соседи, которые уже стали курсантами училища и очень хорошо о нём отзывались, мой выбор был предопределён. Родители советовали выбрать профессию, близкую к кораблестроению, поэтому я остановился на судомеханическом факультете.

- Трудно было поступать?

- Особых трудностей не помню. У нас с Сашей Яцкевичем был высокий средний балл аттестата: у меня одна «четвёрка», у него – несколько. Интересно, что у восьми других ребят из нашей совгаванской 46-й школы, которые подали документы в ДВВИМУ, были в аттестатах и «тройки», но все экзамены они сдали успешно. Это говорит о том, что «тройки» были твёрдыми и знания нам давали крепкие.

о командирах, воспитательных методах и пользе колхоза

- О чём Вы вспоминаете, когда встречаетесь со своими однокурсниками?

- Во-первых, мы всегда вспоминаем нашего командира роты, Базылева Владимира Григорьевича. К сожалению, его уже нет в живых. Вспоминаем и Константина Игнатьевича Пивоварова. Думаю, у каждого курсанта нашего поколения есть своя история встречи с ним. Все эти истории по-своему поучительны и вспоминаются они по-доброму. Будучи отличником, я, тем не менее, никогда не был у командиров на особом счету. Хотя почти всегда уезжал в отпуск или на практику раньше других, поскольку сдавал сессию досрочно. Так вот, возвращаясь из очередного отпуска, я, скажем так, по техническим причинам, прибыл на один день позже. И получил пять нарядов. Для современных курсантов это, возможно, нонсенс: отличника за один день опоздания так сурово наказали. Но это был принцип: никаких поблажек никому!

Часто наши воспоминания касаются колхоза. Когда стали курсантами, время понеслось стремительно, мы толком и осознать не успевали, что с нами происходит. Вот мы в строю, вот нас подстригли и дали робу, и вот мы уже в деревне на сельхозработах... Конечно, присматривались, притирались друг к другу. Пользу колхоза как школы коллективизма трудно переоценить. И, знаете, я не помню ни одного серьёзного конфликта между ребятами. Споры были, но до драк не доходило.

о том, что даёт человеку парусный спорт

- Когда  Вы увлеклись парусным спортом и что, на Ваш взгляд, он даёт человеку?

- Я рос в северном городе, где культивировались зимние виды спорта. Летом безостановочно гоняли в футбол, а зимой я занимался хоккеем с шайбой. Начинал на уровне дворовой команды, потом вошел в школьную и городскую. Всю амуницию сшил своими руками... А на старших курсах в ДВВИМУ увлекся яхтенным спортом благодаря Виктору Сичкареву и Владимиру Гаманову.  С помощью этих одержимых парусным спортом парней я постигал азы яхтинга. Самое большое мое достижение в парусных делах – это поход с Гамановым до Пластуна. Парус развивает в человеке два качества, которые, на первый взгляд, несовместимы друг с другом. Это, во-первых, умение терпеливо ждать, иметь выдержку, когда ветра нет и яхта стоит. Одно из самых трудных испытаний в жизни: ждать и не поддаваться панике. Второе – это умение работать в команде и быстро реагировать на ситуацию. Очень быстро. Без этих навыков в парусном спорте делать нечего.

о таланте наставников

- Кто из преподавателей Вам запомнился за годы учебы?

- Я помню многих. Но прежде всего, назвал бы Ростислава Николаевича Паршукова, который преподавал нам историю КПСС на первом курсе. Очень интересно рассказывал, приводил яркие примеры, заставлял думать и сопоставлять. На втором курсе запомнилась Таисия Георгиевна Друзь. Она играла особую роль в привлечении способных ребят к научным исследованиям.  Отбор начинался с первых курсов, а у Таисии Георгиевны было безошибочное чутье. Когда у нас начались такие предметы как техническая механика и сопромат, мы невольно отметили особую форму работы преподавателей с курсантами. Это было такое индивидуальное наставничество. Тем, кому эти науки давались, Таисия Георгиевна предлагала более сложные задачи, которые вызывали у курсантов настоящий научный азарт, рождали интерес исследователей. Это была совсем не та ситуация, когда стремишься скорее решить и убежать. Мы приходили вечером после занятий и разбирали с нею сложные задачи, получая настоящую радость, когда решение было найдено. Потом выступали с нашими открытиями на семинарах и конференциях. Хочу повторить: это было очень доброе и одновременно очень результативное наставничество. Я на себе его ощутил. Неординарный подход был у Бориса Дмитриевича Пинчука. Он был великолепным лектором, мог держать аудиторию хоть два, хоть четыре часа, удивляя своими замечаниями и заставляя размышлять над комментариями. На его лекциях мы не расслаблялись и не отвлекались ни на минуту. Его фраза, что «с курсанта кровь мешками пускать надо», стала крылатой. Мы учились у него с удовольствием. Экстравагантным чудаком казался Петр  Иванович Добрюк, наш преподаватель по технологии металлов. Но он с такой живостью, с таким увлечением рассказывал про эвтектоидные превращения, что я их до сих пор помню.

о «крёстных» в науке и уникальной преддипломной практике

- А кто был Вашим «крёстным» в научной работе?

- Здесь особо хочу отметить Грайра Артемьевича Меграбова и Бориса Ивановича Друзя. Когда на пятом курсе стало ясно, что я останусь учиться в аспирантуре, возник такой «соревновательный» момент. С одной стороны я – судоремонтник, и мне, казалось бы, прямая дорога к Меграбову. С другой стороны – Друзь очень увлёк меня своими исследованиями мягких оболочек, я с ним плотно работал на четвёртом и пятом курсе.

- То есть возникла конкуренция?

- Нет, никаких серьёзных разногласий между моими учителями не было. Всё было очень по-доброму. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю, насколько творчески организовал подготовку к нашей дипломной защите Меграбов. Он сформировал бригаду дипломников, работающих над одной темой, а тема была комплексная и объемная: ледовые докования судов и создание специальных устройств для судов в ледовых условиях. Дело в том, что интенсивность судоремонтных работ в те годы была очень высокой даже в суровых условиях Дальнего Востока. Решалась задача по круглогодичной работе судоремонтных заводов. Когда торосистый лёд на акватории доходит до трёх с лишним метров, а ледовый покров – до двух, суметь обеспечить доковые операции – это высший пилотаж. Это совершенно особые условия и задачи. Занимались ими в Ленинградском НИИ «Ленморпроект». Так вот Меграбов оформил нашей бригаде командировку на запад, чтобы мы получили представление о самых новейших разработках. Мы побывали в Ленинграде, Риге, Архангельске, Мурманске... Это была огромнейшая работа. Побывали и на заводах. А знаете, что сделал Меграбов накануне нашего выпуска? Владивосток был закрытым городом, зато Находка была открыта. И в этом городе в наш выпускной год была организована первая масштабная международная конференция с выставкой последних достижений судоремонта. Приехали финны, англичане, американцы, японцы... И нас, дипломников, Меграбов направил для участия в этой выставке. Мы увидели самые современные технологии судоремонта, которые тогда были в мире. Вот с такими впечатлениями и знаниями мы выходили на защиту дипломных работ...

об Учителях с большой буквы

- Да, это удивительная история. Но, насколько я знаю, Вы остались верны школе «мягкооболочников»?

- Я уже говорил, что Борис Иванович Друзь с огромным тактом и терпением привлекал меня к научной работе с первого курса. Все разработки, через которые я знакомился с методикой и методологией научных исследований – это были разработки по использованию мягких оболочек в морском деле. Часто направления работы Меграбова и Друзя пересекались. Например, когда я разрабатывал тему  по докованию судов в ледовых условиях, возникла идея о создании мягкооболочных конструкций для поддержания майны перед доком. В моём дипломе она прозвучала. С помощью такого устройства можно было минимилизировать затраты, сократить период ледового образования, вернее, замедлить этот процесс. Уже на третьем курсе я опубликовал свою первую статью. С этой публикацией впервые поехал на запад, на конференцию. Когда определился с направлением научной работы в аспирантуре, то прикладными конструкциями были конструкции по судоремонту. Вот так и получилось, что вся моя научная работа шла на стыке исследований по судоремонту и мягкими оболочкам. И конечно, мои научные руководители, Меграбов и Друзь, были Учителями с большой буквы.

- По какой специальности Вы учились в аспирантуре и где проходила зашита диссертации?

- Учился по специальности «Теория корабля», а кандидатскую защищал в Николаевском кораблестроительном институте. Диссертация называлась «Статический расчет пневмопанельных конструкций». Удивительно, но опять вышел на тему доков...

о качествах настоящего учёного

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий ученый? Кто из  коллег соответствует Вашим представлениям об идеале учёного?

- Это качества, которыми обладал Борис Иванович Друзь и обладает Анатолий Иванович Азовцев. Настоящий учёный владеет методологией, как добывать новые знания, как осваивать новые направления. Очень важно, когда учёный владеет технологией, которая позволяет найти верное решение совершенно новой задачи и расширять поиски в новой области знаний. Меня это всегда поражало в Борисе Ивановиче и Анатолии Ивановиче. На мой взгляд, это качество отличает любого большого учёного. Кроме того, Борис Иванович научил меня умению видеть значимое в мелочах, делать все скрупулезно, методично и аккуратно. Только тогда можно получить нужный результат. Когда я приходил к Борису Ивановичу с каким-то решением, он говорил: «Давай посмотрим, что ты написал». И терпеливо всё просматривал. Благодаря ему я видел свой текст со стороны со всеми его плюсами и минусами. Это очень важный момент, благодаря которому рождаются открытия, принимаются важные решения.

о том, как находить общий язык с людьми

- Сергей Алексеевич, Вы были очень молоды, когда Вас назначили замполитом судомеханического факультета, а потом заместителем декана СМФ. Как вчерашний курсант чувствовал себя в роли воспитателя?

- Когда я, молодой кандидат наук, приехал к родителям и сказал, что буду замполитом факультета, это очень сильно расстроило маму и папу. Но сегодня я понимаю, что мои наставники поступили мудро. Большим плюсом советского времени было то, что росту кадров на всех уровнях уделялось огромное внимание. Каждую маленькую управленческую ступеньку надо было пройти, чтобы расти дальше. И нам давали эту возможность проявить себя, критически оценить свои возможности, умение реально взаимодействовать с людьми. Пребывание в должности замполита было не очень длительным, но для меня чрезвычайно полезным. Потом я стал заместителем начальника судомеханического факультета по учебной работе. Мы работали вместе с Владимиром Федоровичем Гамановым. Случилось так, что он ушёл в отпуск на длительное время: у него были яхтенные соревнования. Я остался исполняющим обязанности начальника факультета, а тут начался учебный год и надо было организовать колхозную эпопею...

- Именно в такой ситуации нелегко найти общий язык с курсантами и преподавателями...

- Знаете, мне родственники однажды сказали, что я с детьми разговариваю как со взрослыми. Но дети-то воспринимают такое отношение нормально! Я вообще никогда ни с кем не разговаривал «по-разному». Вот и с курсантами говорил как с коллегами. Со всеми ровно и доброжелательно, а самое главное – с верой в человека. Признаться, жизнь мне преподносила и преподносит много сюрпризов. Бывает обидно. Но я исхожу из того, что взаимодействуя с человеком, я в него верю.

о стажировке в Европе и курсах экономичной езды по Парижу

- В 90-х годах Вы прошли стажировку в учебных транспортных центрах Франции, Германии и Голландии. Что запомнилось и захотелось взять на вооружение?

- До сих пор вспоминаю эту поездку как редкую удачу. Это были годы, когда наша страна выстраивала межгосударственные отношения с Евросоюзом. Была такая программа TASIS, она, к сожалению, оказалась единственной в своем роде. Из пяти российских вузов взяли в проект по десять человек. Каждая из групп по неделе работала во Франции, Германии, Голландии. Я был руководителем нашей дальневосточной группы, Владимир Иванович Алексеев - моим заместителем. На итоговую сессию руководителей групп собрали в Голландии. Переоценить ту стажировку трудно. В Европе мы увидели, насколько технологично можно решать многие задачи по организации учебного процесса, по поиску партнёров, по разработке новых технологий, постоянно находить новое в подготовке специалистов. Нам рассказывали о новейших программах подготовки портовиков, моряков, автомобилистов, управленцев разного уровня, наглядно показали, как эффективно взаимодействовать с заказчиками, то есть транспортными компаниями всех уровней. Как-то в Париже подъехали к школе, где проходили наши занятия. Водитель автобуса говорит: «Я тоже тут учился». Спрашиваем: «А чему вас учили?». Оказывается, он прошел курсы самой экономичной езды по центру Парижа. Меня тогда это просто поразило.

о том, как создавали университет и «докармливали» курсантов

- В 1996 году Вы стали заместителем начальника академии по научной работе, а шесть лет спустя – проректором по научной работе. Какие задачи были для Вас приоритетными в этот период работы? Что удалось сделать?

- Очень неординарные задачи пришлось решать. Первая была полностью научной, зато вторая никакого отношения к ней, казалось, не имела. Дело в том, что Сергей Оттович Франк, который был в ту пору Министром транспорта РФ, поставил перед нами задачу стать первым морским университетом России. Дорасти до университета - означало подтянуть, как минимум, десять параметров, по которым оценивалась научно-исследовательская работа. А это открытие новых специальностей в аспирантуре, увеличение объема научных исследований, объемы научных публикаций, количество международных конференций и так далее. Цель стать университетом автоматически рождала целый веер вопросов, которые пришлось решать на ходу.

- А была ещё и вторая задача...

- Да. И суть её была в том, что вопросы финансирования академии решались очень сложно. Одним из источников его могли быть деньги наших морских организаций – морских администраций портов, а затем Росморпорта, к примеру. Так вот задача была в том, чтобы на научных исследованиях зарабатывать такое количество денег, чтобы докармливать курсантов.

- Докармливать?

- Именно так, поскольку в те годы ощущался острый дефицит средств на содержание академии.

- Да, я помню, начальник Морской академии Владимир Федорович Гаманов рассказывал, что на питание курсанта выделялось 6 рублей в день, в то время как булка хлеба стоила в четыре раза дороже...

- Так и было. Поэтому большим подспорьем были средства, которые зарабатывала наша наука. Они шли на оплату отопления, а также питания и обмундирования курсантов. Сегодня важно, чтобы наука зарабатывала столько, чтоб у вуза была возможность развиваться. Для этого необходимо сохранить научные школы и придать им новый импульс развития, привлекая талантливую молодежь.

о научно-образовательной политике государства на современном этапе

- Что сегодня, по Вашему мнению, является наиболее важным в научно-образовательной политике государства, в том числе в морском образовании? Какие аспекты его развития были затронуты во время конференций в Санкт-Петербурге, посвященных проблемам морской отрасли? Что позитивного Вы извлекли для себя из участия в этих конференциях?

- Я увидел там пример, который полностью укладывается в концепцию, которой мы сейчас стараемся следовать. В Латвии есть маленькое частное морское учебное заведение. Казалось бы, ему очень трудно найти свою нишу на рынке образовательных услуг. При этом у него два образовательных стандарта: с одной стороны, надо соответствовать общеобразовательным стандартам министерства образования, а по конвенциальному требованию оно должно выполнять стандарт министерства транспорта.  Примерно всё то же самое, что у нас. И что сделали латыши? Организовали такую схему подготовки, которая заточена под конкретные нужды конкретной судоходной компании. Те ребята, которые пошли по этому пути, востребованы и гарантированно получают работу именно в данной компании. То есть у них стимул: если я вот эти знания освою, то получу хорошую работу на конкретных условиях. Это практикоориентированная технология обучения специалистов. Сегодня главное в нашем морском образовании – наладить самый тесный контакт между учебным заведением и судоходной компанией. Тогда мы станем учить наших ребят не абстрактно, а  мотивированно. Создавая курсанту стимул к учебе, мы будем заточены на то, чтобы дать ему теоретическую подготовку при самом тесном участии судоходной компании, которая, с одной стороны, требования предъявляет, а с дугой – непосредственно участвует в отработке практических навыков курсанта. Всё это прозвучало на конференции в Петербурге. И в речи Генерального секретаря ИМО, и во многих других выступлениях был сделан акцент на качестве практической подготовки: сегодня настало время реального участия судоходных компаний в образовательном процессе морских вузов. Впрочем, оно было всегда.

о доверии зарубежных партнёров

- Для вузов, расположенных в европейской части России, страны Азиатско-Тихоокеанского региона – дальнее зарубежье. А для Морского государственного университета - это близкие соседи и, по сути дела, сфера активного приграничного сотрудничества. Очевидно, именно этим определяются главные направления международной деятельности МГУ?

- Университет обязан поддерживать международные связи – это уже стандарт. Ни один университет сегодня не может себе позволить обходиться без международной деятельности. Но надо учитывать, что мы всегда были учреждением закрытого типа, и стали открытым учебным заведением только после того, как открылся порт Владивосток. Тогда и начали формировать международную деятельность фактически с нуля. Первым этапом в 90-е годы был этап поиска, этакого сканирования ситуации. Набирались опыта, чтобы завоевать доверие зарубежных партнеров. Его не завоюешь ни эффектными презентациями, ни культурным общением, ни дружескими встречами. Оно требует системности, последовательности и постепенности. Всё, что было сделано в 90-е годы, именно в таком ключе и проводилось: мы действовали очень осторожно, и слава Богу, не сделали ничего непоправимого. Всё это начало работать уже в 2000-х года. В новом тысячелетии появились реальные партнёры, которые выбрали именно нас на конкурентной основе, сделали ставку на наш университет. Таким примером я бы назвал взаимодействие с компанией «Вьетсовпетро». Она очень долго присматривалась, оценивала и, в конце концов, приняла решение.  Теперь мы активно сотрудничаем. Сегодня у нас десятки договоров и меморандумов и мы, естественно, будем их обновлять и добавлять новые. Это нормальный процесс. За последнее время нам удалось реализовать несколько перспективных проектов, прежде всего, это проект с Вьетнамом. Произошло достаточно масштабное расширение по основным образовательным программам. А это далеко не все учебные заведения могут себе позволить. Конечно, мы очень хотим укрепить связи с Кореей, как с Южной, так и Северной. Это ещё один наш стратегический партнер. И, без сомнения, ещё один партнер – это Китайская Народная Республика. Как минимум, два мощных морских учебных заведения – Шанхайский и Даляньский университеты. Я считаю, что те совместные программы, которые мы уже реализовали, – это серьёзное достижение. Ведь  сколько было сломано копий, чтобы наши ребята дошли до финиша и получили два диплома – российский и китайский. В нас поверили и развитие сотрудничества с китайскими партнерами – это очень большое дело. И, наконец, кому как не Морскому университету выстраивать качественное международное сотрудничество во время совместного плавания на судах? Это интересно и полезно всем – и курсантам и преподавателям.

о критической массе морских университетов

- Одной из актуальных проблем образовательной политики государства в последние годы становится укрупнение вузов. Формируются университетские комплексы – мощные научно-образовательные кластеры. Как это выглядит на примере нашего МГУ?

- Вот здесь надо сказать, что наш учредитель – Федеральное агентство морского и речного транспорта и Министерство транспорта РФ на сегодняшний день, по моему мнению, решили  стратегическую задачу, которая стояла перед морским образованием. Сама жизнь  подтвердила, что учебные заведения, которые мы называем комплексами, могут успешно существовать и полностью соответствуют этому названию. Они вертикально ориентированы: включают в себя вуз, его филиалы, средние профессиональные учебные заведения и начальные. Все это в едином  комплексе. Но есть, видимо, какая-то критическая масса, при достижении которой процесс укрупнения прекращается. Считаю, что такая критическая масса была достигнута при создании шести образовательных транспортных комплексов в России. Это Санкт-Петербургский университет имени адмирала Макарова, университет в Новороссийске имени адмирала Ушакова и наш на Дальнем Востоке. Это трио – основной костяк морского образования России. Объединять их далее не имеет смысла, поскольку каждое из учебных заведений имеет свою специфику, связанную с выходом России на моря севера, юга и востока. Более того, надо иметь в виду и арктическую часть нашей территории, где есть восточный сектор и западный, и где мы делим сферы влияния с «макаровцами». Нельзя забывать и про огромную систему наших речных путей. На все российские реки всего три университета – в Новосибирске, Москве и Нижнем Новгороде. Нет никаких сомнений, что «укрупняться» дальше просто бессмысленно. Сейчас стоит другая задача – поднимать качество этих учебных заведений.

 о массовости высшего образования

- Одна из проблем, которая сейчас часто поднимается в прессе в связи с высшим образованием – это его массовость и низкое качество. Раньше  в  вузы шли 25% выпускников школ, а сейчас чуть ли не 90%. А ведь способных выпускников больше не стало…

- Поговорите с преподавателями, они подтвердят, что минимум в течение последних двух лет абитуриенты демонстрируют значительно более высокий уровень знаний. Они хотят учиться, у них появилась мотивация.  Поэтому и у нас появилась надежда. Если это результаты системных преобразований в школе, то можно только порадоваться. Если это просто всплеск, вызванный какими-то другими причинами, то, конечно, огорчительно. Чудес не бывает, но улучшение ситуации, которое мы видим, чем-то обусловлено. И ещё об одном хочу сказать. За последнее время бурно развился сектор высшей школы, это автоматически привело к падению качества образования. Государство давно поняло эту проблему и последовательно вводит ограничения, уменьшая поток тех, кто хочет попасть в вузы. При этом идёт расширение сектора среднего профобразования. Этот сектор, в свою очередь, разделен на две группы: на техников и рабочих. Делается это, конечно, постепенно, поскольку процессы должны соответствовать динамике создания рабочих мест.  Сегодня государство решительно выправляет перекос всеобщего высшего образования.

о том, почему МГУ работает эффективнее других морских вузов страны

- Один из острых вопросов – трудоустройство выпускников. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать в этом направлении?

- Мониторинг трудоустройства наших выпускников мы ведем постоянно, а вводить регуляторы по тем или иным направлениям - это прямая функция государства. И это регулирование зачастую болезненно воспринимается вузами, хотя с государственной точки зрения все делается правильно. В последнее время появился очень интересный критерий: важнейшим показателем является именно трудоустройство выпускников. Появилась возможность в единой информационной среде получать сведения из фондов социального страхования, о том, что конкретный выпускник трудоустроился, и выплаты в фонд соцстраха идут. Как мы от этого пострадали? Да колоссально. Надо было набрать минимум 70%, а у нас получилось 68-69%, хотя мы в отчётах всегда писали 95%. Ребята, которые заканчивают у нас плавательные специальности, трудоустраиваются железобетонно на все 100%. Но в Фонд социального страхования отчисления от их «подфлажных» зарплат не идут. Мы сразу забили тревогу, написали обращение в министерство, объяснили причину. Но факт остаётся фактом и заставляет думать. По моим наблюдениям именно наш вуз работает наиболее эффективно среди всех морских учебных заведений страны. Речь о том, что курсант «Макаровки» видит вокруг себя большой и богатый город Петербург с прекрасными возможностями трудоустройства на берегу. Поэтому многие выпускники - «макаровцы» не отрабатывают первый рабочий диплом в морской деятельности. Те, кто учится на юге в «Ушаковке», имеют таких возможностей меньше, но, тем не менее, тоже находят себе работу в береговых службах. На Дальнем Востоке сегодня инфраструктура такова, что никакой другой достойной и денежной работы, кроме моря, нет. Поэтому наши выпускники идут в моря.

о сертифицировании моряков в МГУ

- Как сегодня строится переподготовка и сертифицирование моряков в университете?

- Это все достаточно жестко регламентировано и наша задача – успевать соответствовать международным и национальным стандартам. Сегодня мы думаем, как реализовать наши инвестиционные проекты. Мы прошли очень важный и сложный этап, сделаны проекты, которые прошли государственную экспертизу, это огромнейшее дело. Конечно, нет гарантии, что всё начнет своевременно строиться. Сегодня вообще сложно с реализацией федеральных целевых программ. Но если эти проекты будут реализованы, то это будет беспрецедентный скачок, прорыв в материально-технической базе для сертифицированной подготовки моряков.

об основных условиях остойчивости морского вуза

- В свое время Вы читали капитанам лекции по остойчивости судов. Что на Ваш сегодняшний взгляд – взгляд ректора – необходимо делать для «остойчивости» морского вуза, где трудятся и обучаются тысячи людей?

- Серьёзные вопросы задаёте... Самое главное, чтобы наше учебное заведение не потеряло своё лицо. Это означает, что задачи, которые стоят перед университетом, надо решать на системной основе и с хорошим качественным результатом осуществлять подготовку специалистов, в которых нуждается наша транспортная отрасль. И здесь простыми фразами не отделаешься. Университет - это очень сложный организм, и все его звенья важны. На первом месте, конечно, кадровый состав. Какими бы красивыми ни были стены и современными тренажеры, ничего не получится, если нет квалифицированных специалистов. Здесь, наверное, самое главное даже не в конкретных управленцах, преподавателях и научных сотрудниках. Главное, чтобы в нашем университете действовала система непрерывной подготовки кадров, специалистов именно для нашего вуза. Сегодня мы сильно страдаем от того, что эта система была порушена в 90-х годах. Как исправить ситуацию? Преемственность создается десятилетиями и нельзя восстановить её в одночасье. Конечно, мы работаем над тем, чтобы вернуть утраченное. Например, на Попечительском совете вместе с нашим Ученым советом заключили конкретное соглашение. В нём оговорены конкретные вещи, и если они начнут работать, результат будет. Совкомфлот принял решение каждый год оказывать поддержку пяти лучшим выпускникам плавательных специальностей по особой схеме. Мы им даём возможность работать по очень выгодному контракту в СКФ. Выбираем самых подготовленных ребят, наших аспирантов с отличным английским языком. Доплачиваем им столько, чтобы у нас было выгодно и почетно работать. Наши коллеги в Новороссийском морском университете имени адмирала Ушакова уже культивируют подобное.

о юбилейном пожелании

- Есть шутка, что самое постоянное в нашей жизни – это перемены. Каких перемен Вы желаете Морскому университета накануне юбилея?

-Наверное, всё-таки не перемен, а стабильности. Очень хотелось бы, чтоб юбилей был хорошим поводом задуматься всем нашим партнёрам о том, что надо не на словах, а на деле системно и регулярно взаимодействовать с нашим вузом. Очень мудро поставил задачу наш председатель Попечительского совета Сергей Франк: создать системную долгосрочную структуру в виде фонда, который будет постоянно пополняться и станет основой для устойчивой работы. Чтобы этот фонд стал таким же, как в Гарварде и Оксфорде, которые приносят учебному заведению миллионы, до 40% покрывая необходимый бюджет. Но это пока мечта. Мы в отдаленной перспективе наберем такие мощности, но что реально можно сделать сегодня - это создать фонд, работа которого в разных финансовых институтах  будет приносить доход. И этот доход будет использоваться на нужды университета. Это было бы очень живое и конкретное дело, и оно создало бы мотивацию работать лучше.

об университетских династиях

- Преемственность – понятие духовное. Как Вы относитесь к династиям нашего университета? Ведь у нас работают сыновья и дочери тех, кто стоял у истоков высшего морского образования: Меграбова, Друзя, Мельникова, Клебановой, Дутова... фамилии можно называть и называть. Ваш сын Алексей тоже продолжает семейную династию...

- Как бы меня ни критиковали, я считаю, что династии – это дело естественное и правильное.  Мне приятно было услышать от Александра Александровича Давыденко: «Смотрите, вот Сергей Алексеевич выучил своего сына здесь, а не где-то за границей. И работать он тоже здесь остался». Если наследник достойный, не подводит, то этим можно только гордиться.

о мечте и цели

- Чего бы Вы хотели достичь как ректор? У вас есть цель и мечта?

- Моя мечта связана с моей ответственностью. А моя ответственность – обеспечить непрерывное развитие университета. И, следовательно, обеспечить преемственность кадров на всех абсолютно уровнях: на уровне преподавателей, на уровне начальников факультетов и кафедр, на уровне директоров институтов и на уровне ректора. Должна быть воспитана смена, которая в назначенное время надежно возьмет управление всеми структурами университета. Это самая главная задача. Всё остальное решаемо, а вот над этим надо работать и работать…

Г.П. Якунина,
ведущий специалист Центра патриотического воспитания УВР МГУ им. адм. Г.И. Невельского

9 ноября 2015 года