6 мая 2016 года
Подводный робот школьников будет красивым

Команда школьников “The MSUN oceanus” из лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского готовится к Региональному этапу соревнований по подводной робототехнике MATE ROV competition, который во второй раз пройдет в России во Владивостоке 6-7 мая на базе МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В прошлом году на первых соревнованиях по подводной робототехнике среди школьников участвовали три команды. Ребята из лицея университета заняли второе место. Первый опыт их многому научил. Из прошлогоднего состава в команде остались два брата – Виталий и Илья Вербицкие, причем восьмиклассник Виталий в ней самый младший. И специальности у братьев разные: Илья занимается электроникой, а Виталий – конструктор. Так же второй год в команде участвует одиннадцатиклассник Владимир Баранников, занимающийся программированием. Первый год занимаются созданием подводного робота девятиклассник Евгений Капустин (электроника) и десятиклассник Григорий Двинских (конструирование).

Тренируют ребят студенты и курсанты Морского университета, участники чемпионатов мира по телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам (ТНПА), а так же по автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА):

1)  Кожевников Олег, наставник по электронике, курсант 4 курса, обучается по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»

2)  Нечепуренко Дмитрий, наставник по программированию, студент 4 курса, обучается по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

3)  Сорин Вадим, наставник по электронике, студент 4 курса,обучается по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

4)  Яценко Николай, наставник по конструированию, студент 4 курса, обучается по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

В 2014 году команда университета заняла 4 место на международных соревнованиях по ТНПА «MATEROVCompetition 2014» в г. Алпена, США. А в 2015 году команда университета по АНПА на чемпионате мира «RobosubAUVCompetition 2015» , проходящем в городе Сан-Диего, США заняла призовое 3 место.

Курсант 4 курса ЭМФ Морского института информационных технологий Олег Кожевников занимается со школьниками электроникой. Он, будущий радиоинженер уверен, чтобы научиться создавать робототехнику, нужна регулярная практика, одной теории недостаточно.

– Еще будучи школьником, я собрал свой первый радиоприемник и слушал на нем космонавтов с МКС и местных полицейских, – рассказывает Олег, доставая из ящика свое школьное изделие, – это моя память о том времени… и я хочу, чтобы у этих ребят тоже была такая память, чтобы они, через несколько лет, прикоснувшись к устройству, которое сделали своими руками, снова ощутили дух командной работы, технического драйва и.т.д. Конечно, создание автономного аппарата – дело посложнее, бывают неполадки и в ходе соревнований, нам приходилось и ночами не спать, разбираться, что же случилось. Надо сказать, в этом году команда разработала более совершенный аппарат. И внешне он будет выглядеть красивее.

Студенты Факультета электроники и информационных технологий (ФЭИТ) Вадим Сорин и Николай Яценко курируют электронщиков и конструкторов.

– Сейчас работа у нас идет на стадии сборки, планируем до 28 апреля подготовить робота и опробовать его в бассейне, чтобы выявить недоработки и оперативно их устранить, – информирует Николай Яценко, – параллельно идет подготовка плана выполнения миссий и других документов, которые необходимо будет подать в оргкомитет соревнований. Ведь мало сделать робота, его еще нужно грамотно презентовать перед компетентным жюри, описать характеристики аппарата, рассказать о технологиях, которые были использованы в ходе работы. Одним словом, нужно на время стать Стивом Джобсом и во всех красках представить наш проект, под названием Octopussy! (Осьминожка).

Студент 4 курса физико-технического факультета Дмитрий Нечепуренко – один из самых активных членов команды по подводной робототехнике Морского университета и наставник команды по подводной робототехнике лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Его сфера ответственности – программирование, и тут он проявляется себя уже как довольно опытный педагог. Никаких готовых советов Дмитрий не дает, до всего с применением теоретических знаний школьники должны доходить сами.

–Такие же методы применяли и наши наставники, просто показывая, где нужно искать информацию и давая общее направление работы. Мне кажется, это очень правильный подход, ведь нельзя научить, можно научиться! Особенность подготовки к этим соревнованиям заключается в том, что вся работа с лицеистами полностью лежит на студенческих плечах, мы не консультируемся у преподавателей, а опираемся только на свои знания. И это самый настоящий экзамен. Пока вроде справляемся.

Для осуществления конструкторских опытов школьникам и студентам, занимающимся подводной робототехникой, выделили отдельное помещение в УТЦ университета. Порядок в них, конечно же, рабочий, деловой. Кто-то занимается пайкой плат, кто-то выполняет слесарные работы… Видно сразу, что все пять членов команды школьников – люди рукастые.

Ребята, конечно, волнуются, ведь победитель региональных соревнований, единственных в России, будет представлять страну на международном этапе соревнований 23-25 июня в г. Хьюстон (США) в Лаборатории нейтральной плавучести НАСА.

Информационный центр ОИУ МГУ

6 мая 2016 года