25 июля 2016 года
На страже морских ворот

Морской университет славен многими известными выпускниками. Один из них – Олег Степанович Парфентьев, под руководством которого были построены береговые системы ГМССБ и создана  Единая система обеспечения безопасности мореплавания в заливе Петра Великого.

Когда Владивосток и Находку называют “воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион”, почему-то полагают, что говорится это больше для образности, для красного словца. И мало кто представляет, что у этих морских ворот есть действительный хозяин, а лучше сказать - страж, который круглые сутки открывает и закрывает их для приходящих и уходящих судов. Имя этому стражу - “НОРФЕС”, закрытое акционерное общество, одним из создателей и многолетним руководителем которого был Олег Степанович Парфентьев.

Олег Парфентьев родом из Иркутска. После окончания школы он поступил в Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского на судоводительский факультет. В 1969 году получил диплом инженера-судоводителя и начал морскую карьеру в Дальневосточном морском пароходстве помощником капитана. Вскоре был призван на Тихоокеанский флот, где прослужил до 1974 года. После службы вернулся на работу в ДВМП и  спустя пять лет стал капитаном.

В 1986 году О.С. Парфентьева пригласили на должность заместителя начальника ДВМП по безопасности мореплавания. На этой ответственной и хлопотной должности он проявил себя блестяще. Основной задачей руководителя Службы безопасности мореплавания ДВМП  стало создание Единой системы  обеспечения безопасности мореплавания в заливе Петра Великого, а также создание систем управления движения и Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ) на Дальневосточном бассейне. Любому моряку понятна важность и сложность работы, которая легла на плечи Олега Парфеньева и его команды. В сжатые сроки была проведена полная модернизация всех систем управления  движения судов (СУДС) в заливе Находка, построен новый Центр СУДС порта Владивосток, спроектированы ГМССБ и СУДС на побережье всего Дальнего Востока -от Приморья до Чукотки. Масштабное строительство  береговых систем  ГМССБ под руководством О.С. Парфентьева, внедрение автоматизированных идентификационных систем (АИС) в систему управления движением судов, объединение СУДС залива Находка и порта Владивосток завершилось в 2005 году созданием Единой системы обеспечения безопасности мореплавания в заливе Петра Великого.

В 1992 году родилось ЗАО “Норфес”. Это совместное российско-норвежское предприятие, учредили которое Дальневосточное морское пароходство и известная норвежская фирма “Norvegian Partners Marine a.s.”, являющаяся поставщиком радионавигационного оборудования на мировом рынке. Направления в деятельности “Норфеса” были очень разные. Основное - радиолокационная проводка судов и обеспечение навигационной безопасности в заливе Находке и порту Владивосток, осуществляемая Центрами управления движением судов. Затем - агентская деятельность для фирм-производителей радионавигационного и радиосвязного оборудования. “Норфес” - дилер американской фирмы “Caterpillar”. Он также проводил сертификационные испытания морской радионавигационной и связной аппаратуры. Оказывал услуги по ремонту оборудования, тренажеров, средств судовой автоматики. Осуществлял тренажерную подготовку морских специалистов, выпускает операторов ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии на море). Занимался морскими перевозками грузов…

Объединив системы управления движением судов в заливе Находка и порту Владивосток в единую систему, «НОРФЕС» стал контролировать передвижение судов и соблюдение правил плавания, оказывать им помощь в определении местоположения, а также в экстремальных ситуациях и связанных с ними проблемах охраны окружающей среды. Ведь залив Петра Великого, где функционирует единственный во всей России морской заповедник, буквально кишел всевозможными судами - в том числе кораблями с ядерными установками и такими, на борт которых закачаны тысячи тонн нефти.

Координационный центр, который раньше был в ДВМП, стал владельцем информации о том, что происходит на обширной акватории. В «НОРФЕСЕ» были созданы свое проектно-конструкторское бюро и лаборатория по сертификации навигационного и связного оборудования, аккредитованная Госстандартом России и утвержденная Департаментом морского транспорта. Решали очень сложные технические проблемы и осуществляли смелые, без преувеличения - глобальные проекты. Создание “Единой системы обеспечения судоходства в заливе Петра Великого”, - это рождение современного, на уровне мировых стандартов координационного центра по контролю за безопасностью судоходства в этой акватории. При этом в тесном союзе со специальным подразделением ГМССБ, когда спасательный координационный центр, его оператор, так же, как и оператор «НОРФЕС» по контролю за движением судов, могут мгновенно определиться в районе бедствия залива Петра Великого - какие есть плавсредства, спасательная техника - и все это, оперативно скоординировав, бросить на оказание помощи бедствующим.

Конечно, чтобы решать такие проблемы, надо было иметь чрезвычайно грамотные кадры. Благодаря Олегу Парфентьеву «НОРФЕС» собрал под свою крышу не просто специалистов-операторов, а ученых с именем. Они пришли из исследовательских институтов, образовательных заведений, оборонки, Дальневосточного пароходства. Их продолжали целеустремленно обучать, посылали в Москву, Петербург, за рубеж. К слову, постоянно учился и повышал свой уровень генеральный директор «НОРФЕСА». В 1996 году О.С. Парфентьев защитил в Академии транспорта проект «Разработка и создание современной системы обеспечения контроля за движением судов в территориальных водах и экономической зоне Дальневосточного региона Российской Федерации». За этот проект ему была присуждена ученая степень доктора транспорта. Еще через год он был избран академиком Академии транспорта РФ, в 2000 году стал действительным членом РИА, а в 2004 – профессором и академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

В 2004 году О.С. Парфентьева назначили  начальником ФГУ «Администрация порта Владивосток», а затем – капитаном порта Владивосток. На этих ответственных постах ему  сполна пригодился огромный опыт и знания, приобретенные за годы работы в ДВМП и «НОРФЕСЕ».

Этим опытом он охотно делился с курсантами и слушателями курсов повышения квалификации Морского университета, читая курсы лекций по морскому праву, основам безопасности и живучести на  море, охране окружающей среды. В 2001 году ему было присвоено звание профессора ДВГМА  по кафедре управления судном.

Заслуги Олега Степановича Парфентьева перед Отечеством получили высокую оценку.  Ему присвоены звания Почетного работника морского флота, Заслуженного работника транспорта РФ, Заслуженного изобретателя РФ, Почетного радиста России. Он награжден орденом «Знак Почета» и медалью «300 лет Российскому флоту».

Решением Ученого совета МГУ им. адм. Г.И. Невельского в 2004 году Олег Степанович Парфентьев награжден знаком «Золотой фонд МГУ» с занесением в Книгу Почета.


Галина Якунина. Статья подготовлена по материалам СМИ

25 июля 2016 года