1 августа 2016 года
День ВМФ под парусами в Индийском океане

Участник похода ПУС «Надежда» фото-обозреватель Морского университета Маргарита Кузнецова продолжает рассказ об увлекательном путешествии из Владивостока к Черному морю для участия в Черноморской регате.

Мокрые авралы

28 июля. Продолжается переход через Индийский океан. Силами курсантов сделана большая карта, охватывающая весь маршрут похода, где каждый день отмечается местоположение судна. Вышел второй выпуск боевого листка, освещающий путешествие, подход к пиратоопасной зоне и ожидание того момента, когда на борт прибудет охрана.

Погода нам благоволит, свежий ветерок не только позволяет с комфортом находиться на палубе, но и, самое главное, идти под парусами. А потому авралы на этой неделе играют по несколько раз в день. Постановка и укатка, косые и прямые, дневные и ночные, маневрирование, — к приходу на Черное море курсантам необходимо уметь работать с парусами на «автомате», без задержек и раздумий. Не раз во время аврала начинался дождь – тропический ливень на 10 минут, и на борту уже шутят: «Что за аврал без дождика!»

Прибытие охраны

Утром следующего дня на горизонте показались берега Шри-ланки, а значит, появилась связь, по которой все так соскучились. Но главное сегодня не это. Мы приближаемся к пиратоопасной зоне. В обед к борту подошел катер и на борт поднялись сотрудники охраны, которые будут обеспечивать безопасность «Надежды» во время прохождения Аденского залива, Баб-эль-Мандебского пролива, Красного моря и Суэцкого канала. Нападения пиратов последнее время крайне редки. Но, тем не менее, в случае необходимости на борту должны находиться профессионалы. Чуть позже нас встретит БПК «Адмирал Федор Головин», который так же будет сопровождать наш фрегат до выхода в безопасные воды.

Сотрудники охраны еще не успели подняться на борт, а курсантский состав уже собрался на палубе, изнывая от любопытства. И, конечно, с ходу начали заваливать вопросами. Два года назад во время такого же перехода к Черному морю охрана немало свободного времени уделяла курсантам. Делились историями из жизни. Думаем, что и в этот раз ребята смогут подчерпнуть много интересного в общении.

Вечером, после чая, в курсантской аудитории состоялась встреча курсантов с капитаном ПУС «Надежда» С.А. Воробьевым. Сергей Алексеевич рассказал о себе, об истории парусного и учебного флота в России, вспомнил истории о «Надежде». Конечно, одним из ключевых вопросов стал вопрос участия в Черноморской регате. Капитан поведал о различиях в ветрах Японского и Черного морей, рассказал о соперниках. Поговорили о подготовке к регате, о тренировках перед гонкой и о моральных аспектах, сопутствующих победе. Капитан обстоятельно ответил на все вопросы курсантов.

На следующий день мы вошли в пиратоопасную зону. Охрана несет круглосуточную вахту вместе с экипажем и курсантами. На судне введен режим светомаскировки: все иллюминаторы закрыты на броняжки, чтобы судно сложнее было заметить ночью, скоро выход на палубу в вечернее время будет запрещен.

Сотрудники охраны вызывают у курсантов огромный интерес. Ребята при каждом удобном случае стараются с ними поговорить, узнать побольше об их работе.

Понятно, что наши «стражи» находятся в отличной физической форме, и в свободное время занимаются спортом. Этот факт не обделен вниманием практикантов. Несколько человек даже попросили дать небольшой мастер-класс по увиденному комплексу упражнений.

Песни о флоте и Владивостоке

Сегодня последнее воскресенье июля – День ВМФ. Для многих членов экипажа это профессиональный праздник, но и среди курсантов есть несколько парней проходивших службу в армии именно в рядах ВМФ. С утра на судне были слышны поздравления, и чтобы как-то по-особенному отметить праздник, после ужина был организован творческий вечер – Свободный микрофон. На гроте была установлена аппаратура, и любой желающий мог выйти к микрофону и исполнить любую песню на свой выбор.

По праву, как человек отслуживший на флоте 23 года, открыл «концерт» командир роты Андрей Александрович, исполнив несколько морских песен и песен про Владивосток. А затем эстафета перешла к курсантам. И если поначалу присутствовало некоторое стеснение, то к середине вечера все «разошлись», и к микрофону собралась целая очередь из желающих спеть! В целом вечер прошел в теплой дружеской обстановке. Зрители активно поддерживали выступающих, многие песни пели хором!

Повезло, что сегодня мы в очередной раз перевели часы, теперь 6 часовой пояс, и образовался дополнительный свободный час для отдыха, что с успехом было использовано. А завершился праздник традиционной дискотекой, но перед этим курсанты в полном составе поздравили своего любимого командира, дружно исполнив ротную песню!

Инструктаж «Атака пиратов»

Первый день августа был посвящен обучению действиям при нападении пиратов. После обеда командир группы охраны вместе с капитаном и старшим помощником провели, сначала с экипажем, а затем с курсантским составом, инструктаж, на котором четко рассказали о действиях каждого при тревоге «Атака пиратов». Определили места общего сбора и обозначили место, в котором в случае необходимости будет располагаться «цитадель». Рассказали о режиме маскировки, которого будет придерживаться судно на протяжении всего прохода пиратоопасной зоны. Также командир рассказал о некоторых случаях нападений, о том, как они обычно происходят, и о том, как важны слаженные отработанные действия экипажа в экстренных ситуациях.

В шесть часов вечера сыграли учебную тревогу «Атака пиратов», в ходе которой курсанты и экипаж действовали согласно полученным ранее инструкциям. По окончанию тревоги командиры подвели итоги и проанализировали недочеты, которые необходимо устранить. С 5 августа начинает действовать режим прохода пиратоопасной зоны. Все иллюминаторы круглосуточно будут закрыты на броняжки. Свет на палубе в вечернее время должен быть отключен. А также будет запрещен выход на палубу после 21.00 всем, кроме меняющихся вахтенных.

Утром после завтрака мы поставили косые паруса. Это единственное, что пока мы можем себе позволить. И дело не в пиратской зоне, а в неподходящем для постановки парусов встречном ветре. Можно точно сказать, что если не все, то многие уже соскучились по парусам, и с нетерпением ждут попутный ветер. И потом, это определенно прибавило бы нам скорости.

М. Кузнецова,
обозреватель ЦИО МГУ им. адм. Г.И. Невельского с борта ПУС «Надежда»

1 августа 2016 года