17 августа 2016 года
Второй месяц в море – испытание на выдержку для курсантов

28 июня состоялись торжественные проводы курсантов 1 курса судоводительского факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского на Черное море, где они примут участие в международных гонках SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016 на парусном учебном судне «Надежда». Пошел второй месяц, как начался очень трудный для первокурсников процесс оморячивания. Все им надо пережить: однообразие судового распорядка дня, примелькавшиеся лица товарищей, поднадоевшие блюда в столовой… Об этом они откровенно пишут в своих дневниках курсанты.

«Уже так хочется блинов с бананами и карамелью…»

Артур Осипенко, курсант судоводительского факультета Морской академии:

«Двадцать восьмой день начался весьма неординарно для прошлой жизни и вполне обычно для морской. «Надежда» делала поворот фордевинд. Суть его – в изменении курса без потери ветра. Все это подкреплялось промозглым ветром, насыщенным мелкими дождевыми каплями, противно врезающимися в обнаженное тело.

Двадцать девятый день. Только высохли кроссовки, как вновь объявили аврал, в середине которого судно вошло в тайфун, обрушившийся на нас со страшной силой, какая только была возможна для маленького тайфуна.

Тридцать второй день плавания. Прошел наш первый месяц добровольного плена, который начался во Владивостоке и закончится «у могильной плиты под звуки изящной волынки…». Дни идут, книги читаются, уроки учатся. Я устал. Хочу спать. Нужен хоть один день в неделе, чтобы поспать. Просто проспать весь день. Хочу мороженое и фреш…

Сороковой день плавания. Страниц в дневнике осталось маловато, следовательно, и записей тоже. Почти прочитал «Золотой Лис» Пола Андерсона. Интересная книга: легко читаемая научная фантастика. Посмотрели на днях три очень хороших фильма: «Лобстер», «2001» и «Birdman». Все три – замечательные произведения искусства. Последний поразил больше всего: идея снять фильм одним кадром впечатляет.

Выработалось одно очень интересное чувство, вернее навык или умение: могу спокойно думать о еде, представлять ее до мельчайших подробностей, но не испытывать безумного желания. Будь-то говяжий стейк средней прожарки с розмарином или блин с бананами и карамелью…»

«Иногда чувствуешь себя лютым мореманом»

Дмитрий Выходов, курсант судоводительского факультета Морской академии:

«Ура! Понедельник, выходной! Целый день спали. Днём вылезли на палубу, надели страховки, взяли камеру и полезли на мачту ради красивых кадров. Жалко не будет больше таких дней.

Начал сдавать уставы (зачёты) по БСМП. За три дня сдал целых пять зачётов на «5» из 19. Всё будет отлично, конечно, я, как всегда, поздно взялся за учёбу, ну да ладно, всё наверстаю. Легче стали проходить и ощущаться пары, не так нудно, кроме физкультуры. Никогда не думал, что буду ненавидеть её всем своим нутром.

Индийский океан дал нам жару, дикая качка при относительно хорошей погоде, крен такой, что со шконки ночью падаешь, сказал бы что плохо, да нет, есть в этом что-то прикольное.

Порвался парус, оторвался шкот и всё в один день из-за дикого ветра, и всё нашей мачте. Убирали наш родной бом-брамсель. С Мишкой Фарафоновым классно сработались, быстро убрали парус, да и понимаем друг друга с полслова, что не скажешь об Алексееве на левом рукаве…

Стоял вахту на мостике с третьим помощником капитана Алексеем Васильевичем, прикольный мужик, да и матрос вахтенный Сергей Сергеевич – тоже отличный.

Задраили все броняшки на люмиках, после 21.00 на палубу нельзя, кроме авралов. Ещё нас сопровождает судно связи нашего доблестного российского ВМФ. Наш начальник утверждал, что будет ВПК, но нет – судно связи. Немного смешно было, когда по 16 УКВ слышишь: ««Надежда», я «Тюльпан», как слышно. Сообщите ваше местоположение». Давно заметил, что российское ВПК имеет очень мирные, нежные и женственные названия, но зато в тихом омуте черти водятся…

Достался один из самых ужасных нарядов – дневальный по низам, он сразу идёт после 7-го помощника капитана (дневальный по туалету). Зато ночью сделал некоторые задания.

Зашли в Аденский залив, пропала эта безумная океанская зыбь, а, следовательно, стало меньше качать, до цели остаётся всё меньше и меньше  дней пути. Сейчас четыре часа дня и будет пролив, а это значит, будет связь и выход в Красное море, а там – неимоверная жара. Сегодня повезло, попал к нашему боцману Алексею Петровичу, между нами – к «Папе». Снимали парус с верхнего марселя, который порвало в клочья. День выдался трудный, но интересный. Пролетел быстро. Вся работа записана и сохранена, так что будет что показать. За день выпил кружек восемь чая, оказывается, горячий чёрный чай неплохо так утоляет жажду.

Очень жалко, что мы не успеем вернуться в университет на посвящение курсантов-первокурсников. Я бы с удовольствием вспомнил, как это было. Никто ничего не знает, все стараются не косячить, делать что говорят. Как сейчас помню, что первые две недели жутко болели ноги так, что даже спать было невозможно.

Ещё тот замечательный момент, когда первый раз зашёл в кубрик и первое построение. Такое впечатление, что это было только вчера. А сейчас немного страшно за туманное будущее, ведь никто не знает, что будет. И хочется не загадывать и не задумываться, но себя перебороть в этом плане не получается.

Поднимались опять на мачты и заметил, что не получаю уже тех острых ощущений, даже когда шквальный ветер и дождь. Все приелось... Моему телу и душе требуются новые порции адреналина, ибо, когда находишься на топе, а «Надежду» качает, то не ощущаешь ни страха, ничего. Спасает и останавливает от бездумных и безрассудных действий только то, что меня ждут и любят на берегу, дома. Иногда просто смотришь, как некоторые залазают, переходят на реи, да и в других местах на мачте, то чувствуешь себя лютым мореманом, который всю жизнь этим занимается. Лично моё мнение – девушкам (у нас нет девушек, но выдавлю долю толерантности из себя) нет места на мачте. Залезла, посмотрела, поняла, что не твоё и обратно на землю.

Очень жалко, что не будем заходить в Севастополь. Считаю, что Чёрное море без посещения Крыма – пустая трата времени. Но ничего, в своё время везде побываю». 

Красное море, с борта ПУС «Надежда»

Информационный центр ОИУ МГУ

17 августа 2016 года