17 августа 2016 года
Преодолели пиратоопасную зону и вышли в Красное море

Продолжается плавательная практика курсантов 1 курса судоводительского факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского, которая проходит в рейсе на Черное море, где они примут участие в международных гонках SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016 на парусном учебном судне «Надежда».

05.08.2016

ПУС «Надежда» идет в пиратоопасной зоне. Экипаж отрабатывает действия, чтобы четко и слажено действовать в случае чрезвычайной ситуации. Были проанализированы и устранены недочеты первой учебной тревоги «Атака пиратов». Зато вторая прошла на «отлично», все действия членов экипажа приобрели точность и уверенность.

Парусник «Надежда» – частый гость в иностранных портах, и, как правило, курсантский состав готовит художественную программу для гостей.

Вот и сейчас на борту «Надежды» много творческих талантливых ребят, которые включились в подготовку концертных номеров.

07.08.2016

Встречный ветер, наконец, сменился, и появилась возможность поднять паруса. Сразу после завтрака – парусный аврал. Аврал по долгожданной постановке парусов прошел четко и слажено. Появился крен, что вызвало определенные бытовые неудобства, но пока он был не настолько велик, чтобы серьезно влиять на распорядок жизни судна. Продолжаются судовые работы, несутся вахты, идут учебные занятия…

Одно из самых любимых занятий у курсантов проходит с главным боцманом. Сергей Михайлович Андросов учит ребят вязать морские узлы, а все знают, что он в этом деле непревзойденный мастер. Но, при кажущейся простоте, это предмет серьезный. Один неверно завязанный узел, может принести много неприятностей. И практиканты, понимая это, относятся к делу ответственно – не только внимательно слушают, но и тренируются в свободное время. Хотя, не последнюю роль в таком ответственном подходе к делу играет предстоящий зачет по вязанию узлов, который ребята будут сдавать боцману.

08.08.2016

Можно сказать, что сегодняшний день начался глубокой ночью. В 00.30 прозвучала команда к парусному авралу – брасопка. Быстро выполнив поставленную задачу, все отправились спать в уверенности, что теперь до утра беспокоить не будут. Но не тут-то было! Около 4 часов утра ветер усилился, крен временами достигал 37 градусов, скорость выросла до 16 узлов, и под очередным порывом не выдержал шкот нижнего марселя грота – аврал по укатке. Но и на этом неприятности не закончились. В 10 часов не выдержал верхний марсель грота – опять аврал по укатке.

Крен усилился, курсантскому составу запрещен выход на палубу, проблемы на камбузе и в столовых.

В 12.30 очередной аврал по брасопке и укатка верхнего марселя бизани, который тоже не справился с ветром. В том, что мы «потеряли» паруса на переходе, а не во время регаты, есть свои «плюсы».  Достаточно времени на замену парусов. А пока «Надежда» мчит вперед, и уже совсем рядом Аденский залив.

Еще одним важным событием сегодняшнего дня стала встреча с военным судном связи «Адмирал Федор Головин», которое будет сопровождать нас до конца пиратоопасной зоны.

09.08.2016

И опять, почти привычно, день начался с аврала. Сразу после завтрака поставили еще несколько прямых парусов и брасопились. В 12 часов по судовому времени ПУС «Надежда» вошла в воды Аденского залива, по которому предстоит идти ближайшие дни. В 13 часов еще один аврал – подняты еще несколько косых. Но, к сожалению, после этого на сегодня ветер скис, только слабенький бриз немного надувает паруса, и фрегат неспешно качается на волнах. О вчерашней скорости нам остается только вспоминать.

И наконец, в 16.15 по судовому времени принято решение убирать паруса – аврал по укатке. Дальше судно идет на двигателе.

11.08.2016

Нам не очень везет с ветром. Возможность поставить прямые паруса появляется редко. Но косые являются незаменимыми помощниками. Вот и последние двое суток днем ПУС «Надежда» поднимает косые в помощь «машине».

12.08.2016

Утром состоялся привычный аврал по подъему косых парусов. День прошел по обычному распорядку. И когда вечером, после ужина, прозвучал сигнал к авралу, все были уверены, что мы, как и в предыдущие дни будем убирать косые. Но нет! Прямые паруса ставить! И на закате «Надежда» вновь под всеми парусами идет вперед.

Но вновь долгого похода под парусами не получилось. Ветер ушел. И в предрассветный час, в 5 утра аврал. Паруса убрали. На сон осталось меньше часа.

13.08.2016

Мы уже полтора месяца в море. И это утомляет. Даже авралы со временем стали рутинной работой, ответственной, но привычной. И все, что выбивается из привычного распорядка дня, вызывает повышенный интерес. Сегодня утром все на судне оживились – у нас гости. С сопровождающего  военного корабля «Адмирал Федор Головин» на экскурсию прибыла группа, состоящая из офицерского состава и матросов контрактной службы во главе с командиром корабля. Планировалось, что гости должны были посетить нас еще вчера, но погодные условия помешали швартовке катера к борту судна. А сегодня – абсолютный штиль. В 10 утра «Надежда» легла в дрейф, и катер подошел к борту.

Помощник капитана по воспитательной и учебной работе А.А. Цымбал провел экскурсию по судну, гостей накормили обедом, и на прощание сделали традиционную групповую фотографию на баке.

Для курсантов самым интересным было общение с военными моряками-контрактниками. Они расспрашивали их о службе и буднях на военном корабле. После того как гости покинули борт, судно продолжило путь, и в 17.45 «Надежда» вошла в Баб-эль-Мандебский пролив, а к 9 часам вечера – в Красное море.

М. Кузнецова,
обозреватель ЦИО МГУ им. адм. Г.И. Невельского с борта ПУС «Надежда»

17 августа 2016 года