5 сентября 2016 года
Здравствуй, Новороссийск!

Парусное учебное судно «Надежда» завершило переход на Черное море. Курсанты-первокурсники судоводительского факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского за два месяца пути многому научились в морском деле. И сейчас уже готовы достойно показать свои навыки в международных гонках SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016.

28.08.2016

Сегодня ровно два месяца как ПУС «Надежда» находится в море. 62 дня назад мы покинули порт Владивосток и отправились в дальнюю дорогу. За спиной почти 10000 морских миль. Девять морей остались за кормой (Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Андамандское, Аравийское, Красное, Средиземное, Эгейское, Мраморное).

Очень символично, что именно в этот день мы проходим пролив Босфор – такое знакомое имя на другом краю земли.

До цели, Черного моря, остаются считанные часы. В 18.45 по местному времени мы вошли в пролив Босфор. И невозможно передать эмоции, захлестнувшие ребят. Босфор с воды прекрасен. Живописнейшие берега, свежая зелень, а главное берег очень близко – можно рассмотреть не только старинные крепости, возвышающиеся на берегах, и машины, мчащиеся по дорогам, но и свадьбу, фотографирующуюся на фоне «Надежды».

На время прохождения на корме был поднят огромный флаг Российской Федерации, который только усиливает гордость за наше судно!

И вдруг, когда уже был близок мост Золотые ворота, и все держали фотокамеры наготове, команда с мостика: «Аврал!». Три минуты на переодевание в тропическую форму и торжественное расхождение по реям. Такого не ожидал никто. И показалось, что курсанты выполнили команду просто мгновенно. И вот, проходя под Золотыми воротами, ребята приветствуют горожан с рей. А в ответ с моста слышны клаксоны проходящих машин, с берега приветствуют люди. То и дело поближе к борту парусника подходят катера, чтобы лучше рассмотреть «Надежду».

Когда был дан отбой аврала и ребята спустились с мачт, солнце уже почти спряталось, и оставалось совсем немного времени на фотографирование на фоне турецкого берега. Но еще долго, до самого выхода из пролива, курсанты и члены экипажа оставались на палубе и любовались светящимися городскими пейзажами.

И вот в 21.00 по местному времени «Надежда» вышла из пролива Босфор. Цель достигнута- мы пришли в Черное море.

В эти дни состоялся финальный день спартакиады – перетягивание каната. Самая зрелищная часть соревнований. Поболеть за своих вышли все.

Сегодня лучшие: 1 место – команда фок 1, 12 побед; 2 место – команда грот 2, 8 побед; 3 место – команды бизань 1, бизань 2, 4 победы.

Так же закончились турниры по шахматам. Победители: 1 место – курсант Малышев Александр, 18 побед; 2 место – курсант Тайбулатов Семен, 15 побед; 3 место – курсант Курганский Александр, 12 побед.

29.08.2016

Сегодняшний день стал, наверное, одним из самых запоминающихся в этом рейсе. Было сыграно несколько учебных тревог. Сначала, в 14 часов учебная тревога по борьбе с пожаром. Подобная тревога уже проходила ранее, и потому не вызвала особого интереса у курсантского состава, хотя все действия были выполнены быстро и слажено.

И практически сразу после отбоя пожарной учебной тревоги, снова сигнал учебной тревоги по оставлению судна. Эта тревога прошла с практическими занятиями по оставлению судна.

Старший помощник капитана А.Г. Садовой провел с курсантским составом инструктаж по технике прыжка в воду в жилете и гидротермокостюме. Затем за борт был сброшен и приведен в действие списанный спасательный плот ПСН-20. После чего главный боцман С.М. Андросов лично продемонстрировал курсантам технику прыжка в воду и принцип посадки в спасательный плот из воды.

И началась отработка упражнений курсантским составом. Каждый курсант самостоятельно выполнил прыжок, посадку на плот, подъем на борт судна по шторм-трапу или парадному трапу.

Безопасность учений с воды обеспечивалась двумя дежурными шлюпками и командой наблюдателей из членов экипажа на борту.

После отбоя тревоги плот был поднят на борт и старший помощник подробно рассказал курсантам об устройстве плота, о его снабжении, показал, как работает сигнальная пиротехника.

События последних дней вызвали у курсантов море эмоций. И потому мы попросили поделиться впечатлениями о мероприятиях и о рейсе Ирину Климович, курсанта 1 курса, СВФ:

«Я связала свою жизнь с морем не случайно. Я не люблю выбирать легкие пути и поэтому выбрала курсантскую профессию. Почему я выбрала профессию судоводителя? Потому, что она самая сложная и интересная по моему мнению. В нее входит не только знание приборов, английского языка, умение держать курс судна и прокладывать путь на карте, а самое главное, как будущему капитану, умение руководить коллективом судна. Не каждый человек может взять на себя ответственность за сохранность всего экипажа. Но я верю в себя, и знаю, что у меня все получится!

Вот настал день, когда я отправилась на первую практику на ПУС «Надежда», где я уже точно определюсь – правильно ли я выбрала профессию. Первый подъем на мачту  состоялся в Японском море, когда я поднималась, то не думала о высоте, но добравшись до клотика,  посмотрела  на море с птичьего полета… и сказала: «Боже, какая красота! Я, наверное, сплю...». С этого момента влюбилась в свою профессию. На данном этапе мне понравилось прохождение пролив Босфор. Завораживающие пейзажи, старинные крепости, разные дворцы сопровождали нас в течение трех часов. Но все это не так красиво, как вид с 49 метров над уровнем  моря. Следующий день прошел еще более интересно. Прозвенела общесудовая тревога по борьбе с пожаром. Я взяла все, что нужно брать по  тревоге и побежала на палубу. Во время проверки личного состава, аварийная партия надевали пожарное вооружение. Мы увидели, что нужно делать по тревоге, и как слаженно работает экипаж. После отбоя тревоги, мы разошлись по кубрикам.

Через пять минут прозвучала тревога по оставлению судна. Старпом дал нам возможность посмотреть, как на самом деле надувается спасательный плот. Главный боцман, я и два курсанта прыгнули в воду в гидрокостюме. Потом мы влезли в плот, и ждали, пока все остальные курсанты выполнили прыжок. Каждый курсант должен был пройти через плот и потом подняться по штормтрапу или по забортному трапу. После того как все курсанты прошли через плот, экипаж стал поднимать плот на борт судна. После долгого перехода для нас это был первый сход с борта судна. Через некоторое время весь состав экипажа поднялся на борт и нам рассказали про устройство плота более подробно. Нам показали, как работают сигнальные буи, что находится в плоту и как лучше располагаться в нем. Я приобрела  первый и очень важный опыт для своей будущей профессии. Впереди еще много интересного, а самое главное – гонка в Черном море».

30.08.2016

Спартакиада закончилась, но состязания продолжаются. Сегодня состоялся дружеский турнир по перетягиванию каната между экипажем и курсантами. Со стороны курсантов были выставлены две команды. Победители турнира – фок 1 и сборная курсантов. И абсолютная победа досталась экипажу ПУС «Надежда».

В 5 часов вечера был сыгран парусный аврал, прямые паруса поставлены. Ветер не самый сильный, но в Новороссийск мы должны прийти только в 8 утра, а пройти осталось всего около ста миль, и не стоит упускать возможность «попробовать» черноморский ветер.

Паруса стояли недолго, и уже в 11 часов вечера «Надежда» снова пошла на двигателе.

Сегодня все на судне заснули с одним вопросом: «Будет ли в Новороссийске возможность сойти на берег?».

31.08.2016

Здравствуй, Новороссийск, российская земля! В 8.30 утра «Надежда» встала на якорную стоянку, и на борт поднялись власти для оформления. В 12.30 проверка закончилась, и на судне жизнь продолжилась по привычному распорядку дня.

А незадолго до вечернего чая на борт поднялась ремонтная бригада. Сегодня будут оценены масштабы ремонта, а уже завтра начнется серьезная работа.


М. Кузнецова, обозреватель ЦИО МГУ им. адм. Г.И. Невельского с борта ПУС «Надежда»

5 сентября 2016 года