20 октября 2016 года
TEAM–2016: юбилейная конференция в Мокпо была очень успешной

Научная конференция TEAM является ежегодной, и Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского был принимающей организацией в 2010 и в 2015 годах.

В работе конференции TEAM в 2016 году участвовали 112 известных ученых и молодых коллег, а также сопровождающие лица из восьми государств: Японии (21 чел.), Китая (7 чел.), Тайваня (8 чел.), Турции (4 чел.), по одному участнику из Вьетнама и Индонезии, 59 участников из Республики Корея.

Сотрудники МГУ им. адм. Г.И. Невельского ежегодно участвуют в проведении научных конференций TEAMи входят в состав организационных комитетовTEAM. Россию на Международной научной конференции по кораблестроению TEAM–2016 представляли ректор МГУ им. адм. Г.И. Невельского Сергей Огай и профессор Михаил Войлошников.

На вопросы о ходе Международной научно-технической конференции TEAM–2016 отвечает ректор С.А. Огай, который вошел в состав Международного организационного комитета TEAM–2016, и выступил с докладом.

Почему для проведения юбилейной 30-й конференции был выбран город Мокпо и Национальный университет Мокпо?

 – Традиционно Международная конференция по кораблестроениюTEAMпроходит на базе профильных университетов в странах Восточной Азии, а также в Турции и в России. Во Владивостоке в стенах Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского конференцияTEAMпроходила в 2010 и в 2015 годах. По инициативе ученых кораблестроителей Японии и Кореи конференцияTEAMбыла 30 лет назад впервые проведена в Республике Корея. Учитывая многолетнюю историю проведения конференций, на заседании Международного организационного комитета, состоявшемся в 2015 году во Владивостоке в Морском государственном университете, было принято решение о проведении юбилейной 30-й конференцииTEAMв корейском городе Мокпо. Помимо исторической традиции при выборе места проведения юбилейной конференцииTEAMбыли также учтены заслуги корабелов Республики Корея в развитии современного гражданского судостроения. Национальный университет в Мокпо находится на передовых позициях в научных исследованиях по кораблестроению, а в городе Мокпо расположены специализированные судостроительные и судосборочные верфи, в том числе, верфьHyundaiSamhoHeavyIndustries, входящая в пятерку крупнейших судостроительных верфей мира. Кстати, в музее этой крупнейшей верфи мы видели фотографию С.Г. Поправко, выпускника МГУ им. адм. Г.И. Невельского, который представлял ПАО «Совкомфлот» на церемонии спуска новейшего газовоза, построенного на этой верфи.

– Какие ставит цели и решает задачи Международная конференция по кораблестроениюTEAM?

– Морское гражданское судостроение относится к числу современных высокотехнологических отраслей экономики. Создание инновационного кораблестроения непосредственно связано с экономическим и социальным развитием промышленных районов и даже государств. В качестве примера можно привести серийное гражданское судостроение в Республике Корея, Японии, Китае, на Тайване, в Сингапуре, в Турции, Финляндии, Греции, Великобритании, Франции и в других государствах. Кроме этого, развитие гражданского судостроения входит в состав стратегических приоритетов России. Если отвлечься от экономических категорий, то на первый план выходят задачи создания современной профессиональной среды в кораблестроении. В ее основе находится решение проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для судоверфей, проектных бюро и связанных производств, причем многие специалисты этих предприятий должны иметь именно университетское образование. А с другой стороны это связано с необходимостью развития науки и образования в данной профессиональной сфере, с необходимостью подготовки кадров высшей квалификации и решения широкого круга научных задач. Кроме этого, не следует забывать, что создание инновационных отраслей судостроения и развитие гражданского морского судоходства требует поддержки через международное сотрудничество между специалистами. Решению задач кораблестроительной науки, системы профессионального образования и сотрудничества специалистов разных стран и посвящена деятельность ежегодной Международной научной конференцииTEAM.

– Как можно оценить результаты Международной научной конференцииTEAMв Мокпо, и в чем состоит вклад участников из России?

– Результаты 30-й юбилейной конференцииTEAMможно оценить в сравнении с накопленным опытом предшествующих конференций. И нужно отметить, что за тридцать лет проведенияTEAMопыт накоплен значительный. Как во все предшествующие годы, так и сейчас, она проходит в дружеской атмосфере и в духе взаимопонимания между коллегами из разных стран.  КонференцияTEAMотличается участием большого числа молодых ученых и студентов выпускных программ из университетов Восточной Азии.  Вероятно, на сегодняшний день конференцию TEAMможно отнести к числу научных форумов с наиболее высоким уровнем рассмотрения вопросов по кораблестроению. Если же сравнивать 30-ю юбилейную конференциюTEAM–2016 в Мокпо с 29-й конференциейTEAM–2015, прошедшей в прошлом году в Морском университете во Владивостоке, которую многие считают одной из лучших, то можно отметить дальнейшее улучшение качества организации конференции. Что же касается большинства российских коллег, которые участвовали в работе научной конференцииTEAM–2015 во Владивостоке, нужно, к сожалению, констатировать факт, что в Мокпо на конференцииTEAM–2016 выступали только представители Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского. Вероятно, сказывается дефицит финансов для научных командировок для многих российских коллег, хотя число участниковTEAMиз разных стран из года в год растет.

– Есть ли рекомендации или пожелания по поводу дальнейшего усовершенствования конференцииTEAM?

– Нужно учитывать, что планирование конференции основывается на большом научном опыте членов Международного организационного комитетаTEAMи Международного технического комитета, и следует подходить к рекомендациям по дальнейшему усовершенствованию системы организации конференции с ответственностью. Я хотел бы ограничился предложениями своего видения по расширению научной тематики конференцииTEAM. На мой взгляд, необходимо увеличить количество докладов по различным направлениям кораблестроительной науки, помимо конструкции корабля, строительной механики и изучения прочности во всех аспектах, с учетом внешней и внутренней задач, современных методов исследования, накопления и обработки данных, математических методов анализа и обработки информации, приборов в экспериментальных исследованиях. Хотелось бы предложить, чтобы возросло число докладов по судовой энергетике; механизмам, устройствам и системам; судовым движителям и средствам управления; современным задачам мореходности судна; общим проблемам проектирования судов и технологиям судостроения. А также по другим исследованиям, доклады по которым принимаются к участию на научной конференцииTEAM, но пока уступают по числу  работам по конструкции судна и строительной механике.

Например, в прошлом году, на конференции TEAM–2015 во Владивостоке, мы дополнительно в рамках форума организовывали работу секции по исследованиям с использованием подводных аппаратов, что оказалось очень востребованным. Повторюсь, мои рекомендации касаются только возможных дополнений в тематику к действующему и в целом сбалансированному комплексу научных задач, рассматриваемых на Международной конференции TEAM.

– Каковы планы проведения Международной конференции по кораблестроениюTEAMв ближайшем будущем?

– Планируется проведение следующей конференции TEAM с 25 по 28 сентября 2017 года в Японии в университете Осаки. Япония является одной из стран, в которой с определенной периодичностью традиционно проводится Международная конференцияTEAM. Эта страна после второй мировой войны вышла в лидеры по гражданскому судостроению, и в последние десятилетия разделяет лидирующее положение с судостроением Республики Корея и КНР. Коллеги из университета Осаки известны достижениями по некоторым научным направлениям. Следует ожидать, что 31-я Международная конференция по кораблестроениюTEAM-2017 будет заметной вехой в развитии кораблестроительной науки.


Информационный центр ОИУ МГУ

20 октября 2016 года