28 февраля 2017 года
«Я люблю свою профессию!»

В прошлом году Мария Фарафонова с отличием окончила судоводительский факультет Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского. Она вошла в программу целевой подготовки кадров для ПАО «Совкомфлот». Преддипломную плавательную практику проходила в экипаже танкера крупнейшей российской судоходной компании «Viktor Titov».

То, что отзывы о девушке-практиканте были отличными, говорит тот факт, что капитан запросил Марию на работу в экипаж четвертым помощником капитана. В конце февраля молодой штурман Мария Фарафонова влилась в дружную семью моряков Совкомфлота.

За время, пока была на берегу, Мария сдала экзамены за первый курс аспирантуры, где учится по специальности «Эксплуатация водного транспорта. Судовождение» (научный руководитель доктор технических наук, профессор В. Завьялов).

Надо отметить, что первые победы в профессии дались Марии и другим девчатам с судоводительского факультета совсем непросто. Как рассказывает она, на производственную практику на втором курсе пошла на старый рыбацкий рефрижератор. По словам Марии, капитан, скорее всего, согласился взять на практику девушку-курсанта от безысходности – рабочих рук на судне катастрофически не хватало. А дальше события на «рефке» развивались так: швартовый матрос, любитель выпить, чудом не упал с борта судна. Капитан его списал, а Марию Фарафонову зачислил в штат экипажа матросом второго класса. Работала отлично и руководитель повысил ее до плотника.

Мария с юмором рассказывает о том, как по время выгрузке в Корее, осадка судна уменьшалась, и изо всех «дыр» в борту хлынула вода… Как дошли на таком ржавом судне – сами моряки удивлялись!

Но именно во время этой практики Мария обратила внимание, что во время швартовки третьего помощника капитана выставляли на бак, и он, совсем еще «зеленый» штурман, на глазок определял расстояние до причала и докладывал… Какая уж тут точность! А ведь именно «человеческий фактор»  в мировом судоходстве причина навалов судов на причал. Вот тут-то и родилась у Марии идея использования при швартовке лазерных дальномеров.

Обратилась за консультацией к проректору по научной работе О.А. Букину. Он подсказал, какую литературу нужно почитать по теории устройства судна, по управлению судном. Но общее мнение преподавателей сводилось к одному: на сегодняшний день это флоту не нужно. Поддержал идею замдекана факультета А. Саранчин. Вместе собирали информацию по использованию лазерных дальномеров, а на пятом курсе он предложил подать заявку на патент. Подали, она рассматривалась два года…

Устройство девчат-судоводителей на преддипломную практику имеет свою историю. Началась она в Пусане, в 2014 году, когда там принимали новый газовоз «Псков». На торжественном мероприятии присутствовали курсанты МГУ им. адм. Г.И. Невельского с парусника «Надежда». На приеме у Марии Фарафоновой состоялась неформальная беседа с первым заместителем генерального директора ПАО «Совкомфлот» Е. Амбросовым. Она поделилась проблемами трудоустройства девушек на флот. А он вдруг предложил прийти на работу в компанию... Сразу решить вопрос не получилось.

Но в Университет приехал Почетный президент и председатель Попечительского совета вуза генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С. Франк. И в ходе встречи девушки-курсанты напрямую обратились с просьбой помочь с практикой, и Сергей Оттович их поддержал. Уже в начале 2016 года была сформирована первая группа целевой подготовки для ПАО «Совкомфлот», в которую вошли курсанты судоводительского, судомеханического и электромеханического факультетов МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Дипломную работу Мария написала об использовании портативной лазерной дальномерной системы на борту судна. А на преддипломную практику вместе с А. Саранчиным собрали денег,  купили лазер-дальномер и собрали экспериментальную модель.

В своей дипломной работе Мария также детально рассмотрела применение береговой системы лазерной швартовки судов (Berthing Aid System), которая используется в портах, осуществляющих погрузку и перевалку опасных грузов – нефти, СПГ, сланцев, угля и др. Примером апробации таких систем в РФ является порт Новороссийск.

Во время преддипломной практики на танкере «Viktor Titov»  М. Фарафонова провела экспериментальный анализ швартовной операции судна к терминалу в японском порту Сакаи, оборудованном береговой системой лазерной швартовки. Действительно, оборудование причальных стенок стационарными лазерными дальномерами повышает уровень безопасности судов и портовых сооружений от повреждений в результате швартовных операций. Но более опасна швартовка судов в море, постановка судна на бочки, буи, швартовка на необорудованный берег, и т.п. В своей работе Мария делает вывод, что, несмотря на значительный технический прогресс в судовождении, процесс швартовки судна остается слабо оснащенным технически и обеспечивается, в основном, мастерством, опытом и интуицией капитана. Вот она и предложила ввести в морской обиход портативную лазерную дальномерную систему на каждое судно (Заявка на патент № 2015149447 принятая к рассмотрению, приоритет от 17.11.2015 г.). Это позволило бы более точно определять параметры сближения судна до объектов.

Этот вывод был подтвержден практически. Во время преддипломной практики на танкере «Viktor Titov» был проведён эксперимент с использованием вышеупомянутой экспериментальной установки по замеру изменения кратчайшего расстояния между судами, угла наклона лазерного луча, скорости сближения во время швартовной операции к судну «Constitution Spirit» 12 мая 2016 года в южнокорейском порту Ёсу. Так как экспериментальная модель не имеет сертифицированного одобрения для её использования на нефтеналивных танкерах, эксперимент проводился из закрытого помещения: застекленного крыла навигационного мостика, расположенного в кормовой части судна. Замер параметров сближения объектов при швартовке лазерным дальномерным устройством судовой системы лазерной швартовки судов не уступает подобным замерам параметров сближения объектов при швартовке береговой системой лазерной швартовки. Но судовая система превосходит береговую в том, что она может использоваться во всех необходимых ситуациях, когда присутствует риск повреждения судна при навале.

Мария твердо сказала: «Я люблю свою профессию!»  И это видно по тому, с каким удовольствием она научно доказывала перспективность  портативной лазерной дальномерной системы на борту. А ведь, по сути, первый толчок к выбору морской профессии дал ей отец, который служил на подводном флоте ТОФ. Хотя сам он работает нефтяником. Это основная профессия мужчин в Башкирии. Отец много рассказывал ей о моряках, о морском братстве подводников.

И она из далекой «медовой» Башкирии, из поселка нефтяников Краснохолмский, недолго раздумывая, приехала во Владивосток, где впервые увидела море, и стала курсантом судоводительского факультета.

В одном из конкурсов М. Фарафонова выиграла книгу с автографом первой женщины – капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой. Прославленный капитан писала, что с самого начала, с учебы в морском техникуме, и всю жизнь ей пришлось доказывать свой профессионализм. До последнего…

Татьяна Каширская

Информационный центр ОИУ МГУ

28 февраля 2017 года