3 июня 2021 года
Капитаны рассказали об особенностях профессии моряка

Членам Дальневосточной ассоциации морских капитанов, Российскому профсоюзу моряков не безразлична судьба российского флота и профессионализм его молодых офицеров. С этой мыслью мы начали проводить встречи с курсантами плавательных специальностей в МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Нам важно было передать курсантам ощущение серьёзности их выбора профессии, познакомить с современными реалиями морской жизни, попробовать показать всё многообразие морской службы.  Ведь сегодня  выпускники Морского университета работают как на судах российских судовладельцев, так и  в иностранных компаниях. А это означает, что важно не только владеть профессией, но и обладать хорошим знанием морского языка – английского. Востребованность тех, кто хорошо владеет английским языком значительно выше. А значит изучать язык нужно не только в кабинете английского, но и в кубрике, и в каюте во время плавательной практики, ежедневно читать книги на английском языке.

Работа в море – это не прогулка на яхте. Это тяжелый и опасный труд. Море таит в себе огромное количество опасностей и рисков. Риск – составная часть профессии моряка «…с его помощью он зарабатывает на жизнь». И поэтому мы говорим: море – для сильных, волевых и мужественных людей. И мы рассказываем будущим мореходам, как важно быть не только сильным и мужественным, но и ответственным при выполнении своих служебных обязанностей. Ведь любая, даже самая незначительная небрежность может таить в себе смертельную опасность для судна и экипажа.

Мы приглашаем молодых моряков задаться вопросом: «Почему в век технических свершений, торжества новых технологий, грандионых успехов в космической навигации суда продолжают сталкиваться, гореть, садиться на мель или гибнуть, не выдержав столкновение с беспощадной морской стихией?» И мы говорим, что это происходит из-за отсутствия ответственности у некоторых моряков. С морем нельзя на «ты»!

В беседах с будущими моряками мы обращаем внимание на социальные проблемы. Ведь не секрет, что на судах под так называемым «удобным флагом» нередко зарплаты не высокие, да и те выплачиваются не регулярно. На встрече Павел Мушняга, который не один год работал на иностранных судах, рассказал о плюсах и минусах удобного флага. Ему повезло – у него были очень хорошие, ответственные судовладельцы и не было проблем с зарплатой.  Но это не означает, что таких проблем не бывает и здесь важно правильно и грамотно уметь защищать свои права. А для этого нужно не только хорошо знать морское и трудовое право, но и быть членом российского морского профсоюза, который, в свою очередь, является коллективным членом международного морского профсоюза – ITF. В РПСМ давно и хорошо отработана методика рассмотрения трудовых споров, что проще и надежнее решать при наличии коллективного договора. Важно помнить, что и Конвенция МОТ-2006 года «О труде в морском судоходстве», и Кодекс торгового мореплавания РФ, и Трудовой кодекс РФ, да и другие нормативные документы надёжно защищают права моряков.

Мы рассказываем курсантам о женщинах в море. О том, как нелегко приходится им работать в морских условиях, рассказала капитан дальнего плавания Татьяна Анатольевна Суханова. После 2010 года, когда были приняты Манильские поправки к Конвенции ПДМНВ, резко возрос приток девушек в морские учебные заведения. Пару лет назад в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на  всех курсах плавательных факультетов училось 59 девушек.

Морское образование очень разностороннее. О том, как складывается судьба выпускников Морского университета после окончания морской карьеры, на своём примере рассказал бывший капитан-директор на судах рыбопромыслового флота Вячеслав Смелов. А сейчас он уже несколько лет работает лоцманом в торговом порту Владивосток. Многие выпускники МГУ им. адм. Г.И. Невельского, тогда ещё ДВВИМУ, сейчас сами преподают в морских учебных заведениях, как Николай Чепцов, Валерий Доброквашин и многие другие.

И ассоциация капитанов, и Российский профсоюз моряков будут продолжать  проект под названием «Введение в профессию». Нам есть о чём рассказать молодому поколению будущих моряков.

П.И. Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, председатель профкома моряков города Владивостока РПСМ

3 июня 2021 года