28 апреля 2023 года
Облик будущего российской Арктики определяется сегодня

26 апреля 2023 года на площадке Дальневосточного морского тренажерного центра (ДВМТЦ) МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялась научно-практическая конференция «Арктика: облик будущего определяется сегодня». Масштабное отраслевое научное мероприятие организовала и провела научная лаборатория пространственной логистики в соответствии с Программой развития университета на 2020-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Конференцию открыл ректор Морского университета Денис Буров. Он рассказал о целях и задачах новой программы стратегического развития университета, о вызовах и проблемах сегодняшнего дня. Новые научные лаборатории университета, созданные в рамках этой программы, продемонстрировали свои достижения и наработки для участников конференции, отметил ректор.

В ее работе приняли участие более 70 представителей науки, образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций и бизнес-сообществ. Среди них с приветственным словом выступили: ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в лице Заместителя руководителя Печеказова Михаила Сергеевича; ФГБУН Тихоокеанский Институт Географии Дальневосточного отделения Российской Академии Наук в лице академика РАН, Заслуженного географа Российской Федерации, научного руководителя ТИГ ДВО РАН, вице-президента Русского географического общества Бакланова Петра Яковлевича; представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации во Владивостоке в лице первого заместителя представителя МИД РФ по Приморскому краю Волосастова Евгения Сергеевича; руководителя отдела инфраструктуры Северного морского пути и международных транспортных коридоров Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Роя Олега Владимировича.

Все выступившие отметили важность и актуальность темы конференции, особенно с учетом сложной внешнеполитической обстановки.

По словам выступающих успехи в освоении и развитии Арктики, особенно ее Восточного сектора, могут быть достигнуты только в рамках комплексного подхода и на основе опережающего развития транспортно-логистической отрасли, с использованием прорывных достижений науки и техники в области защиты и безопасности арктических территорий, с учетом сохранения экологической чистоты акваторий и территорий Восточного сектора Арктической зоны РФ.

Этот тезис развил и детализировал в своем докладе помощник ректора по научной работе Холоша Михаил Васильевич. Он рассказал о наработках ученых Морского университета в области пространственного развития территорий Дальнего Востока, включающих развитие приграничной транспортно-логистической инфраструктуры с сопредельными странами Северо-Восточной Азии.

В частности, М.В. Холоша рассказал о концепции создания в южном Приморье регионального мультимодального хаба и формирования на его базе транспортно-логистической сети, обслуживающей на совершенно новом качественном уровне потребности Дальнего Востока и российской Арктики.

Второй пленарный доклад, с которым выступил директор ДВМТЦ Сергей Михайлович Затепякин, стал иллюстрацией широты диапазона научно-исследовательской, инновационной и проектно-конструкторской деятельности МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Расчет морских операций по перегрузке СПГ в бухте Бечевинская (Камчатка), выполненный на тренажерной базе ДВМТЦ при помощи технологии «цифровых двойников» в интересах оператора проекта, представляет непосредственный практический интерес для морской отрасли.

По завершении своего доклада С.М. Затепякин провел расширенную экскурсию по ДВМТЦ для участников конференции. Самое современное тренажерное оборудование, которым оснащен Центр, позволяет не только учить курсантов и повышать квалификацию кадров плавсостава, но и решать задачи научно-прикладного характера, в том числе в интересах проектирования гидротехнических сооружений, океанотехники, моделирования и обсчета инфраструктурных проектов и многого другого.

Далее работа конференции продолжилась по четырем тематическим секциям.

Первая секция «Пространственная экосистема транспорта и логистики в ДФО и восточном секторе СМП» прошла в формате круглого стола. Соорганизатором мероприятия выступило Восточное отделение Российской академии транспорта (ВО РАТ). Его председатель доктор технических наук Сергей Алексеевич Огай в своем докладе высказал заинтересованность центрального аппарата РАТ развивать теоретические и практические аспекты логистики, с тем чтобы именно такой подход был основой государственной политики развития транспортного комплекса на Востоке, где сегодня консолидируются основные экспортно-импортные грузопотоки России.

Работе второй секции под названием «Политико-правовые и экономические проблемы арктической деятельности» задал тон директор Юридической школы ДВФУ Вячеслав Вячеславович Гаврилов, который обозначил и кратко охарактеризовал основные проблемные точки в нормативно-правовом обеспечении функционирования транспортной системы с использованием Северного морского пути. Далее участники секции подробно рассмотрели динамику и нюансы развития международной ситуации вокруг Арктики, экономической деятельности и развития мультиинфрастры в приарктических районах, формирования тарифной политики по СМП, создания национального страхового сервиса для участников морской деятельности в Арктике и другие вопросы.

Участники третьей секции «Технологии робототехники и цифровизации для освоения Арктики» обсудили вопросы развития технологий и программного обеспечения мультисредных робототехнических комплексов и систем. Научные исследования и разработки в области робототехники в Морском университете проводятся более 12 лет. В феврале 2023, в рамках дальневосточного трека Программы «Приоритет 2030» открыта новая научная лаборатория морской беспилотной авиации и морских авиационных систем.

На секции велась оживленная дискуссия по докладам, в которых были представлены результаты научных исследований и разработок, в том числе и по действующим образцам морских РТК, применяющихся для мониторинга морской и ледовой обстановки, координации операций по ликвидации последствий экологических инцидентов и решения иных прикладных задач. Данные разработки применяются в условиях приарктических морей Дальнего Востока, о чем говорили, в частности, участники четвертой секции – «Защита окружающей среды в Арктике, предупреждение и ликвидация последствий загрязнения нефтепродуктами», проведенной в формате круглого стола.

Действительно, разлив нефтепродуктов в условиях сложной ледовой обстановки способен вызвать экологическую катастрофу, последствия которой преодолеть очень сложно. Поэтому необходимо предпринять все меры, чтобы не допустить неконтролируемой деятельности в акваториях и на континентальном шельфе российской Арктики. По мнению участников конференции, необходимо улучшать организацию управления, связи, наблюдения и поисково-спасательные ресурсы в Восточном секторе СМП.

По итогам конференции будут подготовлены обобщающие документы с конкретными предложениями по вышеуказанным вопросам для правительственных структур РФ. Принято решение конференцию проводить ежегодно в ноябре для подведения итогов деятельности научных лабораторий и демонстрации достижений науки Морского университета.

Оргкомитет конференции

28 апреля 2023 года