9 июня 2023 года
Опыт ледового плавания капитана Коваленко

7 июня в рамках «Капитанского часа» в МГУ им. Адм. Г.И. Невельского состоялась традиционная встреча курсантов с одним из опытнейших капитанов Дальневосточного морского пароходства, а ныне сотрудником Дальневосточного морского тренажерного центра Анатолием Михайловичем Коваленко – Почетным полярником, Почётным работником морского флота, Заслуженным работником транспорта РФ.

В ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского семнадцатилетний Толя Коваленко приехал из уральского города Пермь, выбор профессии сделал по примеру земляков, которые поступили в училище годом раньше. В 1971 году окончил судоводительский факультет, а уже в 1979 году стал капитаном ледокола «Москва», одного из лучших на тот момент судов Дальневосточного пароходства.

В его ледовой биографии было много интересных и поучительных историй, которыми он поделился с курсантами. Например, с работой на ледоколе «Москва» связана знаменитая спасательная операция «Белуха». Во второй половине 1980-х годов в Арктике сложилась тяжелая ледовая обстановка. В 1985 году в проливе Сенявина ледовой перемычкой отрезало от большой воды более 2000 белух. Это не просто огромное стадо – это целая популяция, практически все белухи Чукотки. На спасение был отправлен ледокол «Москва» под командованием Анатолия Коваленко. Нужно было применить максимум умения, чтобы осторожно  добраться до китов, разбивая ледовые спайки и не раня животных, прежде чем они задохнутся или умрут от голода в уменьшающихся бассейнах незамёрзшей воды.

«Наша тактика была такова: мы отступаем, затем снова продвигаемся во льды, делаем проход и ждем. Мы повторяем это несколько раз. Белухи начинают понимать наши намерения и следуют за ледоколом. Таким образом, мы продвигаемся километр за километром», – цитировали тогда слова капитана Анатолия Михайловича Коваленко.

Чтобы заставить белух следовать за ледоколом по пробитому каналу в открытое море, на палубу вынесли динамики и включили пластинку с песнями Аллы Пугачевой. Ледокол двинулся по каналу на малых оборотах, а белухи потянулись за ним. С вертолета подтвердили, что основная масса морских животных движется к чистой воде. Операция увенчалась успехом. История со спасением белух облетела весь мир. Экипаж во главе с капитаном получил благодарность от Советского правительства и нескольких международных организаций.

А в 2013 году Коваленко снова прославился уникальной операцией по спасению французского парусно-моторного катамарана Babouchka. Катамаран шел с Аляски в Исландию через Северный полюс и застрял во льдах, не дойдя до полюса 460 миль. Ледокол «Адмирал Макаров», которым командовал Коваленко, нес вахту на восточном участке Северного морского пути и находился в районе мыса Шмидта (Северная Чукотка). До катамарана путь был неблизкий – 867 морских миль, из них 510 – в арктических льдах, толщина которых достигала 115 см. И все же успели. Путешественники были уже в критическом состоянии. 3 сентября французские экстремалы вместе с катамараном были подняты на борт российского ледокола.

На встречу были приглашены курсанты третьего курса, уже имеющие свой опыт работы в море – две пройденные практики. У ребят были вопросы: чем отличается навигация  в высоких широтах? Как поступать в случае плохого прогноза погоды, если надо выполнять поставленную компанией задачу по доставке груза? Какими качествами должен обладать капитан?

Анатолий Коваленко: «Капитан должен быть человечным. Работа с людьми – это самое трудное. Сложно порой  совмещать строгость и требовательность с добрым отношением. И еще – капитан не должен бояться ответственности. Если боишься  – в море делать нечего. Одна из самых трудных наших проблем – это работа в длительном отрыве от семьи. Поэтому, когда выбираете морскую профессию – подумайте и над этим вопросом. Понятно, что в семнадцать лет перспектива семейной жизни кажется отдаленным будущим, и все же к этому испытанию надо быть готовым».

О многом рассказал капитан, преподающий сегодня на специальных «полярных курсах», организованных для тех, кто пойдет работать на север. «Главное, – подчеркнул Анатолий Михайлович, – взять сегодня от преподавателей максимум. Университет дает все необходимые для работы знания, остальному доучат на судне. Может быть, в теории вы будете знать не меньше капитана. Так что учиться, учиться и учиться… Давно известный постулат.

Капитанский час – это момент истины, возможность примерить на себя будущее. Такие  встречи происходят нечасто и их значение трудно переоценить. Поэтому – большое спасибо капитану дальнего плавания Анатолию Михайловичу Коваленко за душевную щедрость.

М.Р. Каменева, директор музея

9 июня 2023 года