2 апреля 2024 года
Морской капитан стал мостостроителем-орденоносцем

28 марта состоялась встреча курсантов 3 курса факультета судовождения и связи МГУ им. адм. Г.И. Невельского с известным капитаном дальнего плавания, мостостроителем, одним из основателей Дальневосточной ассоциации морских капитанов Валентином Васильевичем Сергиенко. 2024 год проходит под знаком 80-летия высшего морского образования и мы продолжаем рассказывать о наших заслуженных выпускниках, состоявшихся в профессии и не только.

Начало биографии капитана, недавно отметившего свой 85-летний юбилей, схоже с судьбой многих мальчишек, родившихся до войны. Отдаленный поселок на Сахалине, многодетная семья, тяжелый труд родителей, удаленная школа, куда нужно было ходить за несколько километров – и отчаянная жажда знаний, стремление увидеть мир, применительно к Валентину Васильевичу – мечта «стать адмиралом». Необходимость зарабатывать, обеспечивать свою жизнь с молодых лет. Окончив в 1957 году 3-годичную мореходную школу в Углегорске, Валентин начал работу на судах Управления рыбного транспортно-рефрижераторного флота и снабжения (УРТФС, г. Корсаков). Но хотелось большего, и он решился продолжить обучение во Владивостокском высшем мореходном училище. Подтянув математику и физику, со второго раза удалось поступить. Будучи старшим на курсе, имея за плечами опыт работы в море, хороший спортсмен, он быстро заслужил уважение сокурсников и прозвище «Босс», закрепившееся за ним на многие годы.

ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского Валентин Васильевич окончил в 1967 году. Курсантские годы запомнились не только учебой и дружбой, но и спортивными достижениями. Он был членом сборной команды училища по гребле (тренер Е.И. Жуков), выступал на всесоюзных соревнованиях за ДВМП. После окончания училища начал работу в Дальневосточном морском пароходстве в должности третьего помощника капитана на теплоходе «Загорск». Ответственным жизненным этапом стала работа старшим помощником капитана (1974 год) на круизном девятипалубном пассажирском лайнере «Федор Шаляпин», одном из крупнейших в СССР. Это был новый опыт организационной работы с большим экипажем и более чем тысячным пассажирско-туристическим составом.

В 1975 году Сергиенко получил диплом капитана и назначен капитаном теплохода «Тунгуска». В должности капитана работал до 2001 года, шесть раз выполнял снабженческие рейсы в Арктику. Командовал теплоходами «Воткинск», «Владимир Мордвинов», «Черемхово»,  «Кооперация», арктическими ледокольными судами «Анатолий Колесниченко» и «Игарка». Своим учителем в арктической навигации В.В. Сергиенко считает капитана В.И. Абоносимова, в ледовой проводке которого не раз проходил.  За всё время работы Валентин Васильевич Сергиенко не совершил ни одной аварии.

В 2001 году Валентину Васильевичу было предложено занять должность старшего лоцмана порта Владивосток, что накладывало на него новые обязанности и большую ответственность за безопасность мореплавания в прибрежной акватории. Опыт подобной работы В.В. Сергиенко впервые получил еще в 1982-1985 годах, когда  руководил лоцманской службой в порту Мапуту (Мозамбик), где специалисты из Советского Союза оказывали помощь развивающейся стране в становлении флота и портового хозяйства.

В 2009 году начинается новый этап в работе. В 70 лет он возглавил организацию морских операций при строительстве моста но о. Русский, став ключевой фигурой проекта. В.В. Сергиенко обеспечивал взаимодействие всех морских служб, ответственных за безопасность мореплавания в порту Владивосток и осуществлял практическую реализацию морской составляющей строительства мостового перехода. Он непосредственно занимался вывозом металлических балок под монтаж мостового полотна и установкой мертвых якорей для позиционирования плавсистемы, осуществляя и лоцманские операции в проливе Босфор Восточный. Поскольку мостостроители из Омска впервые строили мост через морскую акваторию, они не имели необходимого опыта в действиях на море. Большой опыт в навигации, ответственное отношение, скрупулезность в соблюдении правил безопасности в соединении с креативным подходом к нестандартным ситуациям стали залогом успеха в этой трудной задаче. При личном участии капитана Сергиенко были установлены 64 металлические балки пролета моста, его разработки вошли в регламенты производства работ по транспортировке, позиционированию и монтажу крупногабаритных мостовых конструкций. Благодаря рационализаторским предложениям Валентина Васильевича срок строительства моста был сокращен на три месяца! Ряд рационализаторских предложений были запатентованы. За свою профессиональную деятельность Валентин Васильевич Сергиенко  – единственный из строителей – был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В завершение встречи с будущими специалистами флота, судоводителями, опытный капитан процитировал актуальные и сегодня слова директора Александровских мореходных классов В.А. Панова: «Прежде всего необходимо, чтобы вы, посвящая теперь свои силы морскому делу, отнеслись к выбору этой карьеры вполне сознательно, с твердой непреклонной волей побороть первые неудачи и лишения. Помните, что в морской карьере, больше чем где-либо, из многих званых бывает мало избранных!». На память о встрече В.В. Сергиенко  подарил музею университета книгу об освоении Антарктиды и свою монографию «Инновационные способы практической реализации морской составляющей проекта строительства вантового мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный в порту Владивосток 2008-2012 гг.». Курсанты 11 роты получили в  пользование статью В.В. Сергиенко «Выдающиеся капитаны Дальневосточного пароходства», опубликованную в первом номере газеты «Морские вести России» за 2024 год.

Музей благодарит ветерана Дальневосточного морского пароходства, капитана Валентина Васильевича Сергиенко за встречу, за возможность соприкоснуться с историей нашего учебного заведения,  историей мореплавания на Дальнем Востоке.

М.Р. Каменева, директор музея

2 апреля 2024 года